/Новости
Письма Чайковского отражают важный период работы великого мастера // Chaikovsky’s Letters Reflect The Creative Work of The Great Artist
перевод
оригинал

Музыкальное издательство подготовило к печати второй том переписки между П.И. Чайковским и П.И. Юргенсоном, основателем крупнейшей нотоиздательской фирмы. В этих письмах, опубликованных впервые, отображены десять лет жизни композитора (с 1884-го по 1893-й) и описаны важные этапы его работы в этот период. Именно в эти годы он написал «Манфред», Пятую и Шестую симфонии, оперы «Пиковая дама» и «Иоланта», а также балеты — «Спящую красавицу» и «Щелкунчика»; прославился в Европе и Америке.

Как видно из переписки, Чайковского глубоко ранила холодная реакция публики и прессы на некоторые его произведения. Он был «практически убит» провалом двух своих опер, во время их премьеры в Санкт-Петербурге — «Мазепы» в 1884-м и «Чародейки» в 1887-м.
Хотя заграничные гастроли композитора всегда проходили с огромным успехом, его письма полны тоски по родине. «Могу сказать совершенно определенно: это последний раз в жизни, когда я соглашаюсь на подобное, а также задумываю выступить или выступаю перед иностранными аудиториями, — написал Чайковский 29 марта 1891 года, по пути из Парижа в Америку. — Я затрудняюсь описать, насколько глубоко страдаю и как сильно несчастлив. А главное, зачем все это?»

Завершив Шестую симфонию, композитор пишет: «Даю слово чести, что никогда до этого не был так горд собой, так счастлив тем фактом, что написал настолько хорошую вещь» (письмо датировано 12 августа 1893 года). Эта блестящая композиция была впервые исполнена в Санкт-Петербурге, за девять дней до смерти композитора. В своем последнем письме композитор написал: «Что-то странное происходит с этой симфонией. Ее будто бы принимают с долей недоумения. Однако я никогда так не гордился ни одной своей работой. Я приеду в Москву в воскресенье, нам стоит ее обсудить». Однако сдержать свое обещание Чайковский уже не смог.

№ 20, 1939

THE STATE Music Publishing House has prepared for the press the second volume of correspondence between Chaikovsky and P. I. Yurgenson, who was a well-known Moscow music publisher. These letters, published for the first time, cover the last 10 years of the composer’s life (1884−1893) and reflect the principal stages of his creative work In that period. It was during this period that he composed «Manfred,» the Fifth and Sixth symphonies, the operas: «The Queen of Spades» and «Iolanthe,» and the ballets: «The Sleeping Beauty» and «The Nutcracker Suite,» and made his triumphant tours through Europe and America.

As the correspondence shows, Chaikovsky was greatly hurt by the cold reception accorded to some of his compositions by the public and the press. He felt «mortally wounded» by the failure of two of his operas, in their first performance in St. Petersburg: «Mazeppa» in 1884 and «The Enchantress» in 1887.
Chaikovsky’s tours abroad were an unprecedented success. Nevertheless, in his letters from abroad he complains of homesickness. «This is positively the last time in my life that I will do such a thing, that is, wanderabout and perform for foreign audiences,» wrote the composer on March 29, 1891, from Paris on his way to America. «It is difficult to convey how deeply I suffer and how profoundly unhappy I am. And besides, to what purpose?»

«The chief thing that I feel is a painful longing for my native land, a longing amounting to despair,» we read in another letter from Leipzig dated Jan. 5, 1888. ‘‘lt is only under such circumstances that you realize how you love your country."
On completing his swan song, the «Pathetic» (Sixth Symphony), Chaikov- sky wrote: «I give you my word of honor that never have I been so pleased so pleased with myself, so happy in the consciousness of having composed a really good thing!» (Letter dated Klin, Aug. 12, 1893). As is known, the brilliant symphony, on its first performance in St. Petersburg under the baton of the composer (on Oct. 16, 1893, i.e. nine days before his death) was received with some serve by the public. «Something strange is happening to this symphony,» the composer wrote to Yurgenson in his last letter dated Oct. 18, 1893. «It is not as thought it was not liked, but it produced a certain amount of perplexity. As for myself, I feel more proud of it than of any other of my works. But we shall soon have a talk about it, as I shall be in Moscow on Saturday.»
The composer was not fated to carry out this intention. On Oct. 25, 1893, seven days after these lines were Chaikovsky passed away.


факты//
//facts
Последний раз Чайковский гостил в Москве 7 октября 1893-го, за месяц до смерти, и останавливался в Большой Московской гостинице. В последующие годы (равно как и расположенный в ней трактир) полюбились, в частности, Антону Чехову и Ивану Бунину (именно здесь происходит часть бунинского рассказа «Ида»). В 1930-х гостиница была перестроена, ее часть вошла в старое здание гостинцы «Москва», построенное в 1930-х по проекту архитекторов Щусева, Стапрана и Савельева.
история
почему это важно