/Главное в мире
Подписан советско-французский договор о взаимной помощи // The Soviet-Firench Treaty
перевод
оригинал

Советско-французский договор о взаимной помощи стал важнейшим этапом политики «коллективной безопасности», которую СССР проводит против растущей агрессии Германии и ее союзников. //The Soviet-French treaty on mutual assistance became the most important stage in the «collective security» policy that the USSR is pursuing against the growing aggression of Germany and its allies.

Подписан советско-французский договор о взаимной помощи

№ 101 (4 мая) 1935

Автор: не указан

Советско-французский договор о взаимной помощи

Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик и президент Французской Республики, воодушевленные желанием укрепить мир в Европе и гарантировать его благо для своих стран, обеспечив более полным образом точное применение положений устава Лиги наций, направленных к поддержанию национальной безопасности, территориальной целостности и политической независимости государств, решив посвятить свои усилия подготовке к заключению европейского соглашения, преследующего эту цель, и, впредь до этого, способствовать насколько это от них зависит эффективному применению положений устава Лиги Наций, решили заключить договор с этой целью и назначили своими уполномоченными:

Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик:

г. Владимира Потемкина, Члена Центрального Исполнительного Комитета, Чрезвычайного и Полномочного Посла при Президенте Французской Республики,

Президент Французской Республики: г. Пьера Лаваля, Сенатора, Министра Иностранных Дел, которые после обмена своими полномочиями, признанными находящимися в должной форме и надлежащем порядке, условились о следующих постановлениях:

г. Пьера Лаваля, Сенатора, Министра Иностранных Дел, которые после обмена своими полномочиями, признанными находящимися в должной форме и надлежащем порядке, условились о следующих постановлениях:

Статья 1.

В случае, если СССР или Франция явилась бы предметом угрозы или опасности нападения со стороны какого-либо европейского государства, Франция и соответственно СССР обязуются приступить обоюдно к немедленной консультации в целях принятия мер для соблюдения постановлений статьи 10 статута Лиги Наций.

Статья 2.

В случае, если в условиях, предусмотренных в статье 15, параграф 7 статута Лиги Наций, СССР или Франция явилась бы, несмотря на искренние мирные намерения обеих стран, предметом невызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства, Франция и взаимно СССР окажут друг другу немедленно помощь и поддержку.

THE Treaty of Mutual Assistance signed by the USSR and France in Paris May 2, is a fact of major importance in the field of international relations The character of this Treaty and Its purposes clearly ensue from the text itself All of its decisions are permeated by one endeavor: maximum cooperation for guaranteeing peace.

The Soviet French Treaty is a direct continuation of that consistent peace policy which the USSR has been following since the first davs of its existence.

Striving to make use of everything that would in anv degree whatever, help to strengthen peaceful relations, the USSR concluded a series of non-aggression pacts at various times. The USSR concluded such pacts, as is well-known, with almost all of its eastern and western neighbors and also with almost all of the large European powers. During their time these pacts played a positive role, as definite, regards strengthening the relations of peace and confidence between the USSR and a number of capitalist countries.

However even during the period when these non aggression pacts were being concluded it became evident that it was impossible to limit oneself to agreements of such a type and that they alone could nor be regarded as a sufficient and effective guarantee of peace

That is whv the USSR considered it impossible to stop here and why it continued to seek new supplementary guarantees in particular the collapse of the Disarmament Conference and the withdrawal of certain governments from the League of Nations became striking indices of the growing danger of war. The problem of creating more effective guarantees of peace was therefore presented in its entire importance.

The USSR repeatedly declared, through its leaders its complete readiness not only fully to support normal political and economic relations with any capitalist state irrespective of its political regime hut also to cooperate with such governments which for one or another reason were not interested in war but were striving for the guaranteeing of peace.

&&&

IT IS quite clear that the united forces of the greatest possible number of governments for the purpose of strengthening peace would create truly important and effective guarantees of security. The USSR has therefore been the convinced advocate of the collective organization of security Experience has shown however, that such a great union of governments, as the League of Nations is not sufficient of itself for insuring such guarantees. The USSR through its Peoples Commissar of Foreign Affairs Litvinov has pointed out in the League of Nations those imperfections and gaps in the system of guarantees of security as provided for by the League of Nations Covenant.

Experience has also shown that the best supplement to the collective guarantees provided for bv the Covenant of the league is the conclusion of regional agreements by means of which governments interested in guaranteeing security in a definite region guarantee aid and support to each other in case of attack There is thus created a situation according to which any eventual aggressor knows beforehand, that if he attempts to execute his aggressive designs he will not only he isolated, but will also meet the resistance of an entire group of governments bound to each other by obligations of mutual assistance.

The profound difference in principle between pacts of mutual assistance and those treaties of alliance to which bourgeois governments so readily have recourse, is quite evident Such treaties of alliance usdally bad in view the isolation and surrounding of one or another government and led to the development of hostile groupings which, in the final analysis, hastened the outbreak of war.

image

Статья 3.

Принимая во внимание, что согласно статье 16 статута Лиги Наций, каждый член Лиги, прибегающий к войне вопреки обязательствам, принятым в статьях 12, 13, или 15 статута, тем самым рассматривается как совершивший акт войны против всех других членов Лиги, СССР и взаимно Франция обязуются в случае, если одна из них явится, в этих условиях, и, несмотря на искренние мирные намерения обеих стран, предметом невызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства, оказать друг другу немедленно помощь и поддержку, действуя применительно к статье 16 статута.

То же обязательство принято на случай, если СССР или Франция явится предметом нападения со стороны европейского государства в условиях, предусмотренных в параграфах 1 и 3 статьи 17 статута Лиги наций.

Статья 4.

Так как обязательства, установленные выше, соответствуют обязанностям Высоких Договаривающихся Сторон, как Членов Лиги Наций, то ничто в настоящем Договоре не будет толковаться, как ограничение задачи этой последней принимать меры, способные эффективно ограждать всеобщий мир, или как ограничение обязанностей, вытекающих для Высоких Договаривающихся Сторон из статута Лиги Наций.

Статья 5.

Настоящий Договор, коего русский и французский тексты будут иметь одинаковую силу, будет ратифицирован и ратификационные грамоты будут обменены в Москве, как только это будет возможно. Он будет зарегистрирован в Секретариате Лиги Наций.

Он вступит в силу с момента обмена ратификациями и будет оставаться в силе в течение пяти лет. Если он не будет денонсирован одной из Высоких Договаривающихся Сторон с предупреждением по крайней мере за один год до истечения этого периода, то он остается в силе без ограничения срока, причем каждая из Высоких Договаривающихся Сторон будет иметь возможность прекратить его действие путем заявления об этом с предупреждением за один год.

В удостоверение чего уполномоченные подписали настоящий Договор и приложили к нему свои печати.

Совершено в Париже, в двух экземплярах

2 Мая 1935 года

ПРОТОКОЛ ПОДПИСАНИЯ

В момент подписания советско-французского договора о взаимной помощи от сего числа, Уполномоченные подписали нижеследующий протокол, каковой будет включен в обмениваемые ратификационные грамоты Договора.

I.

Установлено, что следствием статьи 3 является обязательство каждой Договаривающейся Стороны оказать немедленную помощь другой, сообразуясь безотлагательно с рекомендациями Совета Лиги Наций, как только они будут вынесены в силу статьи 16 статута. Условлено также, что обе Договаривающиеся Стороны будут действовать согласно, дабы достичь того, что Совет вынес свои рекомендации со всей скоростью, которой потребуют обстоятельства, и что, если, несмотря на это, Совет не вынесет по той или иной причине никакой рекомендации, и если он не достигнет единогласия, то обязательство помощи тем не менее будет выполнено. Условлено также, что обязательства помощи, предусмотренные в настоящем Договоре, относятся лишь к случаю нападения, совершенного на собственную территорию той или другой Договаривающейся Стороны.

II.

Так как общее намерение обоих правительств состоит в том, чтобы ни в чем не нарушать, настоящим Договором обязательств, принятых ранее СССР и Францией по отношению к третьим государствам, в силу опубликованных договоров, то условлено, что постановления упомянутого Договора не могут иметь такого применения, которое, будучи несовместимым с договорными обязательствами, принятыми одной из Договаривающихся Сторон, подвергло бы эту последнюю санкциям международного характера.

III.

Оба правительства, считая желательным заключение регионального соглашения, целью которого явилась бы организация безопасности договаривающихся государств и которое вместе с тем могло бы включить обязательства взаимной помощи или сопровождаться таковыми, признают друг за другом возможность в соответствующем случае участвовать, с обоюдного согласия, в той форме, прямой или косвенной, которая представлялась бы подходящей, в подобных соглашениях, причем обязательства этих соглашений должны заменить собой те, которые вытекают из настоящего Договора.

IV.

Оба правительства констатируют, что переговоры, результатом которых явилось подписание настоящего Договора, были начаты первоначально в целях дополнения соглашения о безопасности, охватывающего страны северо-востока Европы, а именно: СССР, Германию, Чехословакию, Польшу и соседние с СССР государства; наряду с этим соглашением должен был быть заключен договор о помощи между СССР, Францией и Германией, в котором каждое из этих трех государств должно было принять обязательства по оказанию поддержки тому из них, которое явилось бы предметом нападения со стороны одного из этих трех государств. Хотя обстоятельства до сих пор не позволили заключить эти соглашения, которые обе стороны продолжают считать желательными, но тем не менее обязательства, изложенные в советско-французском Договоре о помощи, должны пониматься как имеющие действовать лишь в тех пределах, которые имелись в виду в первоначально намечавшемся трехстороннем соглашении. Независимо от обязательств, вытекающих из настоящего Договора, следует напомнить вместе с тем, что согласно советско-французскому пакту о ненападении от 29 ноября 1932 года и при том без ущерба для универсальности обязательств этого пакта, в случае, если бы одна из Сторон подверглась нападению одной или нескольких третьих европейских держав, не предусмотренных в вышеназванном тройственном соглашении, другая Договаривающаяся Сторона должна будет воздерживаться от прямой или косвенной помощи или поддержки нападающему или нападающим, причем каждая из Сторон заявляет, что она не связана никаким соглашением о помощи, которое находилось бы в противоречии с этим обязательством.

Совершено в Париже, в двух экземплярах,

2 мая 1935 года.

The pacts on mutual assistance have quite another character They are oper for all who desire to join in, and by this fact alone they exclude all possibility of being used for the purpose of isolating or surrounding anyone whomsoever.

For instance, the first draft of the Eastern European Pact of Mutual Assistance had in view, from the very beginning the participation of Germany and Poland. The USSR and France spared no efforts to persuade the German and Polish governments to adhere to the Eastern Pact. It was only when they were convinced that the governments of Hitler and Pilsudski had firmly decided not to bind themselves by obligations of mutual assistance that the USSR and France, not desiring, because of this, to give up the work of strengthening security by means of the creation of collective guarantees, concluded a bilateral agreement for the purpose of defining more clearly and strengthening the guarantees of security provided by the League of Nations Covenant.

&&&

FOR INSTANCE, Article 15 of the League of Nations Covenant provides for the case when the League of Nations Council cannot come to a unanimous decision on a controversy between two governments brought to it for its consideration. In such a situation the Covenant permits all government participants to act according to their discretion and does not provide for any assistance to the country subjected to attack. The Soviet-French Treaty of May 2 provides that under such conditions, should one of the countries be subjected to attack, the other must come to its assistance immediately.

Article 16 of the League of Nations Covenant speaks of the case when any one government has recourse to aggression without making any attempts to reach a peaceful settlement. In such a situation the League of Nations Council must indicate to .the members of the League what military measures they should take against the aggressor. As Is known, these recommendations of the League Council are not obligatory The Soviet French Treaty supplements this point by making it obligatory to execute the recommendations of the Council immediately This obligation of rendering assistance remains in force even if the Council is not successful in reaching a unanimous decision or if it does not come to any decisions.

In this way the Soviet-French Treaty, insofar as it concerns the relations between the two countries, fills in these two very important gaps in the general system of security of the League of Nations.

The signing of this Treaty, however, does not exclude the possibility of concluding an Eastern European Pact Mutual Assistance. As heretofore, both contracting parties consider this desirable. In the concluding protocol this is taken up clearly and exhaustively No one can therefore say that the Soviet-French Treaty of May 2 is directed against any government whatsoever.

The signing of the Treaty of May 2 once more gives evidence of the fact that in the face of the increasing danger of war the Soviet Union firmly and stead- fastly continues its fight for peace, supported by the uninterruptedly growing economic, political and military power of the Land of the Soviets.

image

Советско-французский договор

Договор о взаимной помощи, подписанный СССР и Францией в Париже 2 мая, является важной частью международных отношений. Характер и цели этого договора четко прописаны в самом тексте. Все его положения объединены одной целью: максимальное сотрудничество для обеспечения мира.

Советско-французский договор является прямым продолжением той политики, которую СССР мирно и последовательно проводит с первых дней своего существования.

Используя любую возможность для укрепления мирных отношений, СССР в разное время заключал ряд пактов о ненападении. СССР заключил такие пакты, как известно, почти со всеми своими восточными и западными соседями, а также почти со всеми крупными европейскими державами. В свое время эти пакты сыграли положительную роль в укреплении международных отношений и доверия между СССР и рядом капиталистических стран.

Однако даже в период заключения этих пактов невозможно было ограничиться соглашениями такого типа. Стало очевидно, что сами по себе они не могут рассматриваться как эффективная гарантия мира. Вот почему СССР не стал останавливаться на достигнутом и продолжал искать дополнительные гарантии. Крах конференции по разоружению и выход некоторых государств из Лиги Наций стали яркими показателями растущей вероятности войны. Поэтому проблема создания более эффективных гарантий мира являлась приоритетной.

СССР неоднократно заявлял о своей готовности не только поддерживать нормальные политические и экономические отношения с любым капиталистическим государством независимо от его политического режима, но и сотрудничать с государствами, которые по тем или иным причинам не заинтересованы в войне.

&&&

Очевидно, что объединение сил многих государств с целью укрепления мира создаст действительно надежные и эффективные гарантии безопасности. Таким образом, СССР был убежденным сторонником коллективной организации безопасности. Однако опыт показал, что такого союза, как Лига Наций, недостаточно для обеспечения гарантий безопасности. Через своего наркома иностранных дел Литвинова СССР указал на недостатки в Лиге Наций.

Опыт также показал, что лучшим дополнением к гарантиям, предусмотренным пактом Лиги, является заключение региональных соглашений. Они гарантируют помощь и поддержку в случае нападения государствам, заинтересованным в обеспечении безопасности в определенном регионе. Таким образом, любой возможный агрессор заранее знает, что он не только изолирован, но и встретит сопротивление целой группы государств, связанных друг с другом обязательствами.

Между пактами о взаимопомощи и теми договорами, к которым прибегают буржуазные государства, есть принципиальная разница. Последние привели к развитию враждебных группировок, которые в конечном счете ускорили начало войны.

Пакты о взаимопомощи имеют совершенно другой характер. Они открыты для всех, кто желает присоединиться, и одним этим фактом исключают возможность изолирования отдельных государств.

Например, первый проект Восточноевропейского пакта о взаимопомощи с самого начала предполагал участие Германии и Польши. СССР и Франция убедили Германию и Польшу присоединиться к Восточному пакту только тогда, когда они поняли, что Гитлер и Пилсудский (генерал-инспектор Польши Юзеф Пилсудский. — Moscow News) твердо решили не связывать себя обязательствами о взаимопомощи.

&&&

Например, 15 статья пакта Лиги Наций предусматривает ситуацию, когда Совет Лиги Наций не может прийти к единогласному решению по конфликту между двумя государствами. В такой ситуации пакт разрешает всем участникам действовать по своему усмотрению и не предоставляет никакой помощи стране, подвергшейся нападению. Советско-французский договор от 2 мая предусматривает, что, если одна из стран подвергнется нападению, другая должна немедленно прийти ей на помощь.

В 16 статье пакта Лиги Наций описывается ситуация, когда какое-либо государство прибегает к агрессии, не делая никаких попыток достичь мирного урегулирования. В такой ситуации Совет Лиги Наций должен указать членам Лиги, какие военные меры они должны предпринять против агрессора. Как известно, эти рекомендации Совета Лиги не являются обязательными. Советско-французский договор дополняет этот пункт, обязывая немедленно выполнять рекомендации Совета. Это обязательство остается в силе даже в том случае, когда Совету не удается достичь договоренности.

Таким образом, советско-французский договор заполняет два очень важных пробела в системе безопасности Лиги Наций.

Однако подписание этого Договора не исключает возможности заключения Восточноевропейского пакта о взаимопомощи. На данный момент обе стороны желают этого. В заключительном протоколе это рассматривается четко и исчерпывающе, поэтому нельзя сказать, что советско-французский договор от 2 мая направлен против какого бы то ни было государства.

Подписание Договора от 2 мая еще раз свидетельствует о том, что Советский Союз твердо и неуклонно продолжает борьбу за мир, наращивая экономическую, политическую и военную мощь.

Советско-французский пакт подписан в Париже

ПАРИЖ, 3 МАЯ. Потемкин, советский посол во Франции, прибыл вчера в 18:30 на набережную Орсе, где расположено Министерство иностранных дел Франции, чтобы подписать советско-французский пакт о ненападении. Его сопровождали советник посольства Дивильковский, первый секретарь посольства Соколин и генеральный секретарь Народного комиссариата иностранных дел Гершельман.

В 19:20 представителей прессы Франции, СССР и других стран пригласили в кабинет Лаваля, где им зачитали следующее официальное заявление:

«Г-н Пьер Лаваль, министр иностранных дел, и г-н Владимир Потемкин, посол СССР, подписали франко-советский договор о взаимопомощи в 18:30 этого дня.

Этот документ представляет собой договор, состоящий из пяти статей и одного протокола. Закрепленные в них обязательства основаны на статьях 10, 15 и 16 Статута Лиги Наций. Устанавливаются обязательства обеих сторон консультироваться друг с другом в случае угрозы агрессии с третьей стороны и оказывать помощь в случае нападения. Пакт также направлен на защиту и исполнение положений Статута Лиги Наций и рекомендаций, принятых ее Советом.

Эти обязательства, рассчитанные на сохранение мира в Европе и принятые в полном согласии с предыдущими обязательствами обоих правительств, никоим образом не исключают возможность участия этих государств по общему согласию в региональном соглашении, заключение которого по-прежнему предпочтительно".

Затем Лаваль зачитывает следующее заявление представителям прессы:

«В тот момент, как мы подписываем пакт, венчающий удачные результаты переговоров, я хочу выразить свое удовлетворение. Мы были обеспокоены только одним: как объединить наши страны для организации системы безопасности в Европе. При этом все это остается в рамках правил Лиги Наций. Точно так же с самого начала переговоров мы озаботились тем, чтобы ни одна страна не была исключена из нашей дипломатической инициативы. Мы работали во имя сохранения мира».

Потемкин сделал следующее заявление:

«Я с глубоким удовлетворением подписываю документ, который знаменует собой новый этап в развитии франко-советских отношений. Договор о взаимопомощи, заключенный между нашими государствами в рамках системы Лиги Наций, не только укрепляет уже существующие связи между ними, но и имеет гораздо бо́льшее значение. Его можно с полным основанием признать особо важным вкладом в наше общее дело организации системы безопасности в Европе. И, разумеется, наш договор не направлен против какой-либо страны.

Оба правительства по-прежнему надеются, что закрепленные в договоре обязательства могут и должны быть распространены на более широкий круг государств, искренне заинтересованных в поддержании мира.

Убежденный в положительных результатах, которые принесет наше новое соглашение с Францией, я отдаю дань уважения его инициаторам и поздравляю всех тех, кто способствовал его удачному завершению".

Лаваль снова обращается к журналистам:

«Я отправляюсь в Москву в четверг, 9 мая, и возвращаюсь во Францию в понедельник, 13 мая, после того как сделаю остановку в Варшаве в субботу, 11 мая. Эти три дня я проведу в Москве».

В конце встречи представитель французской прессы поздравил Лаваля и Потемкина с благоприятным завершением переговоров и подписанием договора.

Soviet-French Pact Signed in Paris

PARIS. May 3 — V. Potemkin, Soviet Ambassador to France, arrived at the Quai d’Orsay (French Foreign Office) at 6.30 p.m. yesterday to sign the Soviet-French Pact. He was accompanied by Divilkovski, Counsellor of the Embassy, Sokolin, first secretary of the Embassy, and Gersbelman, secretary-general of the Peoples Commissariat of Foreign.

Affairs. At 7.20 p.m. representatives of the press of France, the USSR and other countries were invited to Laval’s office, where the following official statement was read to them:

«M. Pierre Laval, Foreign Minister, and M. Vladimir Potemkin, Ambassador of the USSR, signed the Soviet-French Treaty of Mutual Assistance In the French Foreign Office at 6.30 p. m today».

«This document embodies a treaty consisting of five articles, and one protocol. The obligations embodied in them are based on articles 10. 15 and 16 of the League of Nations Covenant. They embody the obligation for both parties to consult one another in the event of a threat of aggression and to render assistance in the event of an unprovoked attack. They also aim to render effective the provisions of the League of Nations Covenant and the recommendations adopted by the Council»

«These obligations, calculated to preserve the peace in Europe and adopted in full accord with previous obligations of both governments, do not by any means preclude the possibility of their participation by mutual consent in a regional agreement, the conclusion of which continues to be desirable.»

Laval then read the following statement to representatives of the press:

«At the moment when we sign the Pact which crowns the happy results of the negotiations. I wish to express my satisfaction. We hud only one concern: to align our two countries in the cause of the organisation of security in Europe. We voluntarily remain within the framework of the League of Nations in doing so.

Similarly, from the very beginning of the negotiations we have seen to it that not a single country should be excluded from our diplomatic initiative. We have worked in the cause of peace".

Potemkin made the following statement:

«It is with deep satisfaction that I attach my signature to a document which marks a new stage in the development of relations between USSR and France. The treaty of mutual assistance concluded between our states within the framework of the League of Nations not only consolidates the bonds existing between them, but has a far broader significance. It may be recognized with full justification as a particularly Important contribution to the cause of the organization of security in Europe. It goes without saying that our treaty is not directed against any country.

«Both governments continue to hope that the obligations embodied in it may and should extend to a wider circle of states sincerely interested in the maintenance of peace.

Convinced of the positive results which our new agreement with France will have, I pay the tribute of respect due to its initiators and congratulate all those who helped to bring about its happy consummation".

Laval again addressed the journalists stating:

«I shall leave for Moscow on May 9, and arrive there on Monday, May 13 after spending the Saturday of May 11 in Warsaw. I shall spend three days in Moscow.»

In conclusion, a representative French press congratulated Laval and Potemkin on the favorable completion of the negotiations and signing of the treaty.

факт//
//facts
Несмотря на заметное к 1935 году улучшение отношений и общие опасения по поводу чрезмерного усиления Германии, между Францией и СССР по-прежнему не было доверия, страны видели друг в друге потенциальных противников. Об этом свидетельствует провал «Восточного пакта» 1934 года — совместной попытки Москвы и Парижа заключить масштабный коллективный договор о взаимопомощи, и дальнейшие события — «Мюнхенское соглашение» (1938) и Договор о ненападении между СССР и Германией (1939).
история
почему это важно
Адольф Гитлер
Адольф Гитлер
Немецкий политик, один из главных идеологов национал-социализма, рейхсканцлер и фюрер Германии, верховный главнокомандующий вооруженными силами Германии во Второй мировой войне.
Адольф Гитлер — немецкий политик, один из главных идеологов национал-социализма, рейхсканцлер и фюрер Германии, верховный главнокомандующий вооруженными силами Германии во Второй мировой войне. Нацистский режим во главе с Адольфом Гитлером совершил многочисленные преступления против человечества.
Родился в 1889 году в Австро-Венгрии. Пос...
Адольф Гитлер — немецкий политик, один из главных идеологов национал-социализма, рейхсканцлер и фюрер Германии, верховный главнокомандующий вооруженными силами Германии во Второй мировой войне. Нацистский режим во главе с Адольфом Гитлером совершил многочисленные преступления против человечества.
Родился в 1889 году в Австро-Венгрии. Пос...
узнать больше