/Очерки/истории
На московских фабриках появилась мода на театр // Moscow Amateur Theater Festival Shows High Level Of Factory Drama Groups
перевод
оригинал

Лучшие театральные труппы из рабочих соревнуются на фестивале любительских театров. //Revealed How Many Drama Circles Have Reached Standards of Good Professional Art.

На московских фабриках появилась мода на театр МАММ/МДФ

Лучшие работы драматических кружков московских заводов были представлены на недавно закончившемся десятидневном фестивале любительских театров. Этот фестиваль, организованный Всесоюзным домом народного творчества в сотрудничестве с профессиональными работниками из Московского художественного театра, Московского театра революции, Малого театра и других, стал счастливым билетом для десятков тысяч рабочих, инженеров и конторских служащих, с энтузиазмом участвующих в работе любительских кружков.

Фестиваль стал суровым испытанием для членов драмкружков, которые показали себя «лучшими из лучших». Наш зритель-рабочий, как и советский зритель в целом, уже вырос настолько, что не удовлетворяется слабыми постановками. Современный зритель требует от любительского искусства того же высокого уровня, что и от профессионального театра. И многие любительские труппы как в Москве, так и в провинции действительно достигли уровня профессионального искусства.

Репертуар московских трупп, представленный на фестивале, был образцово-показательным. Он включал классику («Ромео и Джульетту» Шекспира, «Вассу Железнову» Горького) и постановки современной советской драматургии. Особенно привлекли труппы тема героической борьбы советского народа во время Гражданской войны («Год 1919-й», «Как закалялась сталь»), тема нашей славной советской авиации («Мечта» Героя Советского Союза М.В. Водопьянова) и тема борьбы советской разведки с зарубежным шпионажем («Очная ставка»).

Постановка командиров Красной армии

Хотелось бы немного задержаться на пьесе «На границе», написанной младшими командирами Красной армии М. Семеновым и В. Турбиным. Авторы — молодые люди 25 и 26 лет. Наблюдая повседневный быт своих товарищей — солдатов и командиров Красной армии — и общаясь со старшими пограничниками, Семенов и Турбин решили попробовать силы в написании театрального сценария. Их попытка была успешной, и сейчас спектакль «На границе» ставится на сценах многих клубов, где неизменно вызывает восторженные отклики публики.

Впервые мы увидели эту постановку в лагере Московской Пролетарской дивизии. Главные роли исполняли сами авторы. Они же были режиссерами, оформителями и даже занимались монтажом сцены. Спектакль, в ярких красках рисующий боевые будни на Дальневосточном пограничном посту, сорвал бурные овации зрителей-красноармейцев.

На фестивале постановку «На границе» представил драматический кружок металлургического завода «Серп и молот». Этому кружку уже четыре года, и руководит им педагог и режиссер И.И. Бахметьев. Из этого кружка вышли несколько профессиональных актеров, которые сейчас работают в Ленинградском Большом драматическом театре, Московском театре революции и других. Это очень интересный и важный феномен. Любительские кружки (которых в Советском Союзе более 50 000) служат источником, из которого профессиональные актеры черпают свежие талантливые силы.

Несколько сотен рабочих металлургического завода «Серп и молот» и заслуженные артисты Советского Союза Глизер и Прудкин высоко оценили работу этой любительской труппы. Особенно удались роли пограничника в исполнении рабочего Лапкина, колхозницы в исполнении техника В. Сырковой и главная роль пограничника в исполнении Сергея Руднева. Работа художника сцены Д. Шехтмана также заслуживает похвалы. Несмотря на ограниченность ресурсов, он создал отличные декорации для постановки.

THE BEST work of Moscow factory dramatic circles was demonstrated in the 10-day amateur theater festival which ended recently. Organized by the Ail-Union House of Amateur Art with the active cooperation of leading professional theater workers of the Moscow Art Theater, Theater of the Revolution, Maly Theater and others, this festival was a happy occasion for tens of thousands of workers, engineers and office employees who work enthusiastically In amateu circles.

The festival was a severe test for the members of the dramatic circles who received the right to perform as the «best of the best». Our worker-spectator, like the Soviet spectator in general, has already developed to «acb an extent that he is not satisfied by a weak production. Today’s spectator demands of amateur art the same high level as he does of the professional theater. And many amateur groups, both in Moscow and in the provinces, have actually reached the level of good professional art.

The repertoire of the Moscow groups shown in the festival was exemplary. It included classics (Shakespeare's «Romeo and Juliet» Gorky’s «Vaasa Ztuleznova»), and plays on contemporary Soviet themes. The groups were strongly attracted to the theme of the heroic struggle of the Soviet people in the Civil War (the plays «The Year '19,» «How the Steel Was Tempered»), the theme of our heroic struggle of the Soviet people in the Civil War (the plays «The Year '19,» «How the Steel Was Tempered»), the theme of our splendid Soviet aviation («The Dream,» by Hero of the Soviet Union M. V Vodopyanov) and the theme of the struggle of the Soviet intelligence service against foreign espionage {the play. «The Confrontation»)

Plug by Red Army Commanders

We should like to dwell on a hit on the play, «At the Border.» written by the junior Red Army commanders M. Semyonov and V.Turbin. The authors are young people of 25 or 26. Observing the day-to-day life of their comrades—Red Army men and commanders —and talking with old border guards, Semyonov and Turbin decided to try their hand at play writing. Their attempt was successful. And now the play «At the Border» is being staged at many clubs, where it inevitably calls forth enthusiastic response from the audience.

We first saw this play at the camp of the Moscow Proletarian Division. The leading roles were performed by the authors themselves. They were also the directors, designers and even the stage hands. The production, sketching in bright colors the fighting life of a Far Eastern border post, received a stormy ovation from the Red Artny spectators.

In the festival «At the Border» was performed bv the dramatic circle of the Sickle and Hammer Iron and Steel Works. This circle, now four years old, is led by the regisseur-teacher I.I. Bakhmetyev. Several Professional actors have developed from this circle, actors who now work in the Leningrad Bolshoi Dramatic Theater, Moscow Theater of the Revolution and other theaters. This is a very interesting and important phenomenon. Amateur circles (of which the Soviet Union has more than 50,000) serve as a reservoir from which the professional actors draw talented, fresh forces.

The several hundred workers of the Sickle and Hammer Works and the guests. Honored Artists of the Republic Glizer and Prudkin, highly appraised the work of this amateur group. Especially well handled were the role of a border guard, played by the worker Lapkin, the role of a woman collective farmer, played by the technician V. Svrkova, and the main role of a border guard played by Sergei Rudnyev. The work of the group’s scenic artist, D. Shekhtman, also deserves praise. With limited resources, he designed fine settings for the production.

image

Изображение советского патриотизма

Тема советского патриотизма была блестяще раскрыта в постановке «Как закалялась сталь» (адаптации известного романа Николая Островского) и в «Очной ставке» Л. Шейнина и братьев Тур. Актеры-любители из труппы Автомобильного завода имени Сталина под руководством актеров С.И. Днепрова и И.И. Коршуна великолепно показали на сцене героическую фигуру Павла Корчагина, который вместе со своими юными друзьями-коммунистами сражается против немецко-польских интервентов, троцкистов и других врагов советского народа.

Технолог П. Лупанов, исполнивший роль Корчагина, показал себя очень способным и талантливым актером. Он избежал ошибок некоторых профессиональных театров (например, Театра Мейерхольда) и изобразил Корчагина не каким-то трагическим мучеником, а реалистично, в оптимистических тонах. Корчагин, как и его «духовный отец» Николай Островский, был именно таким боевым жизнелюбом, каким его сыграл Лупанов.

«Очная ставка» по форме напоминает очередную детективную историю. Но благодаря основательному подходу режиссера и актеров Ногинского клуба спектакль получился очень сильным. Труппа не акцентировала внимание на детективных деталях и показала публике живой эпизод «теневой войны», которую иностранные шпионы и диверсанты ведут против нас. П.Г. Жужиков в роли народного следователя Ларцева, не используя какие-то внешние эффекты, представил на сцене скромного, но умного и волевого советского человека, назначенного на ответственный пост хранителя безопасности нашей страны. Хорошо справился с ролью рабочего-следователя и Евдокимов.

Талант заводских рабочих

В равной степени удались исполнителям и другие роли. Например, роль немецкого шпиона Келлера — этого невзрачного «героя» немецкой разведки, шпиона с многолетним стажем. В исполнении И.А. Гладкова этот персонаж предстает подлым врагом трудящихся, продажным прислужником фашистов, вызывающим только чувство презрения.

Спектакль драматической труппы завода Авиахима заслуживает отдельного упоминания. Кружок поставил перед собой очень сложную задачу. Под руководством Левенсона, недавнего выпускника Государственного театрального института имени Луначарского, они смело взялись за постановку «Ромео и Джульетты». Нельзя сказать, что они справились с этой задачей в полной мере успешно, но их выступление на фестивале было значительным достижением. Диспетчер В. Дрозденко в роли Ромео и особенно счетовод З. Крючкова в роли Джульетты показали свежий и убедительный талант. Постановку приняли очень тепло.

Любительские драматические труппы растут и накапливают опыт. Некоторые из них уже начали ставить оперы и сложные драмы. Они получают великолепное сценическое оснащение. Так, к примеру, у рабочих «Правды» в распоряжении настоящий дворец, в котором есть вращающаяся сцена и другое современное оборудование. Любительские кружки достигли высокого уровня артистического мастерства. Фестиваль любительских театров — убедительное доказательство нового и беспрецедентного развития самодеятельного искусства.

Soviet Patriotism Depicted

The theme of Soviet patriotism was brilliantly presented in the play, «How the Steel Was Tempered,» adapted from Nikolai Ostrovsky’s well-known novel, and in «The Confrontation,» by L. Sheinin and the brothers Tur. The amateurs of the Stalin Auto Plant group, who are directed by the actors S. I. Dnieprov and Y. Y. Korshun, brilliantly presented the heroic figure of Pavel Korcliagin, fighting together with his Young Communist friends against the German-Polish interventionists, against the trotskyite and other enemies of the Soviet people.

Technologist P. Lupanov, playing the role of Korchagin, showed himself to be a very capable, talented actor. He avoided the mistakes of several professional theaters (for example the Meyerhold Theater) and portrayed Korchagin not as some kind of tragic martyr but realistically, in an optimistic tone. Korchagin—like his «spiritual father» Nikolai Ostrovsky—was just the kind of life-loving, militant young fellow that Lupanov presented.

«The Confrontation» in form reminds one of the usual detective story. But the profound approach of the regisseur and players of the Nogin Club showed that it is a forceful play. The group, without overdoing the detective aspects, have shown the public a vivid episode of the «war in the shadows» which foreign spies and diversionists are carrying on against us. P. G. Zhuzbikov, in the role of the examining magistrate Lartsev, without using external effects, depicted an unpretentious but very intelligent, strong-willed Soviet man, placed in a responsible post which has to do with the security of our country. Weil handled was the role of the worker-magistrate, played by Yevdokimov.

Talent of Factory Workers

Equally successful were the performers in the other roles, for example, the role of the German spy Keller, that inconspicuous «hero» of the German intelligence service, a spy with long years of experience. As played by I. A. Gladkov, this character appears as a despicable enemy of the toilers, as a bought servant of fascism, arousing only a feeling of contempt.

The work of the dramatic group of the Aviakhim Factory deserves special mention. The group undertook a very difficult task. Directed by Levenson, a recent graduate of the Lunacharsky State Theater Institute, they confidently staged «Romeo and Juliet.» It cannot be said that they have performed this task entirely successfully, but their performance in the festival was a considerable achievement. The dispatcher V. Drozdenko as Romeo and, particularly, the accountant Z. Kryuchkova as Juliet showed unusually fresh and forceful talent. The performance was received very warmly.

The amateur dramatic circles are growing are coming of age. Some of them have already begun to stage operas and difficult dramas. They are provided with splendid theatrical equipment. Thus, for example, the workers of «Pravda» have a real palace, which houses a huge theater with a revolving stage and other up-to-date equipment.

The amateur groups have now attenied a high artistic level. This amateur theater festival is clear evidence of the new and unprecedented development of amateur art.

факт//
//facts
Участие в разнообразных кружках считалось важной частью жизни любого советского гражданина. Кружки были настолько вездесущими, что даже Булгаков едко (и, может быть, не вполне заслуженно) высмеял их в одном из эпизодов «Мастера и Маргариты»: «В течение года заведующий успел организовать кружок по изучению Лермонтова, шахматно-шашечный, пинг-понга и кружок верховой езды. К лету угрожал организацией кружка гребли на пресных водах и кружка альпинистов… Петь решили в обеденном перерыве, так как все остальное время было занято Лермонтовым и шашками».
история
почему это важно
Максим Горький
Максим Горький
Писатель, основоположник литературы соцреализма, инициатор создания и первый председатель правления Союза писателей СССР.
Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков) — писатель, основоположник литературы соцреализма, инициатор создания и первый председатель правления Союза писателей СССР.
Родился в 1868 году в Нижнем Новгороде. В 16 лет попытался поступить в Казанский университет, но, поскольку в 1884 году было сокращено количество мест для в...
Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков) — писатель, основоположник литературы соцреализма, инициатор создания и первый председатель правления Союза писателей СССР.
Родился в 1868 году в Нижнем Новгороде. В 16 лет попытался поступить в Казанский университет, но, поскольку в 1884 году было сокращено количество мест для в...
узнать больше