/Очерки/истории
«Максим Горький» — гигант в небе // Maxim Gorki plane — unique giant of the air
перевод
оригинал

Как продвигается амбициозный проект по постройке самого большого самолета в мире. //How is the ambitious project to build the largest aircraft in the world progressing.

«Максим Горький» — гигант в небе Иван Шагин РИА Новости

Месяцы инженерной работы привели созданию и испытанию огромного советского самолета, чей проект объединяет опыт каждого специалиста ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института). Генеральным конструктором назначен А.Н. Туполев, всемирно известный конструктор. Самолету дали название «Максим Горький», и он превосходит по размеру и весу все существующие аналоги в мире.

Сконструированная специально для агитационных целей огромная стальная птица официально возглавит агитэскадрилью «Максим Горький» 18 августа — в день советской авиации. До тех пор самолет будет проходить испытания на Московском центральном аэродроме.

«Максим Горький» — это полностью металлический моноплан, оборудованный восемью советскими двигателями мощностью 7 000 лошадиных сил. Его максимальная и круизная скорости — 240 и 220 км/ч, соответственно. У самолета достаточно топлива, чтобы преодолеть 2 000 километров; в то время как в среднем современные самолеты способны пролететь не более тысячи километров при беспосадочном полете.

Другие технические характеристики: размах крыльев — 64 метра; длина фюзеляжа — 35 метров; грузоподъемность — 7 тонн; высота — 8 метров; диаметр шасси — 2 метра; высота крыльев — 2 метра; расстояние между шасси — 12 метров. Воздушное судно обслуживает экипаж из 23 человек; оно способно вместить 40 пассажиров.

Крыло находится на том же уровне, что и пол фюзеляжа, обеспечивая таким образом комфортабельный доступ из кабин, оборудованных внутри крыльев, в салон.

Доступ в самолет осуществляется через дверь в левой стороне салона, или через трап, расположенный под фюзеляжем. Пассажирские каюты расположены на высоте в шесть футов, в каждой установлено по четыре койки. Высокоэффективные системы вентиляции и парового отопления еще дорабатываются. Вентиляционная система оборудована в носу самолета; откуда воздух попадает в кабину, салон, каюты и другие помещения в крыльях и фюзеляже. Известно, что система способна обеспечивать внутреннюю температуру в районе 20 градусов Цельсия, при внешней температуре до минус 30 градусов.

Современные удобства

Порядок расположения отсеков, начиная с передней части: салон, кабина пилотов, пассажирская каюта, комната радиосвязи, офис для прессы, комната отдыха пассажиров и кафе, буфет, еще одна пассажирская каюта, кинозал, комната с радиоприемником, затем еще несколько пассажирских кают, багажное отделение и уборная.

Специалисты, работающие в самых разных областях промышленности — авиационной, тяжелой и легкой, машиностроительной, химической, текстильной, кожаной, металлургической и полиграфической; работники радио- и фотолабораторий — объединили свои усилия и опыт, чтобы выполнить сложную задачу: оборудовать передовой техникой этого гиганта агитавиации.

Чтобы повысить мощность самолета, были установлены два бензиновых двигателя, приводные генераторы постоянного и переменного тока и компрессоры для сжатого воздуха. Если генерируемую ими энергию потратить на лампочки, можно было бы питать 620 ламп по 25 ватт каждая или, другими словами, обеспечить освещением поселение на 200 домов.

Отдельное внимание было уделено каждой детали и каждому механизму воздушного судна, которые должны работать безупречно в любых полетных условиях.

Прожектор мощностью в 2,8 миллиона свечей установлен под фюзеляжем в носовой части самолета; он способен осветить широкий участок земли с высоты в километр. Если всю электропроводку, использованную в «Максиме Горьком», связать в одну непрерывную линию, эта линия растянулась бы на 12 километров.

В специальной комнате, отданной под «офис для прессы», установлен роторный печатный станок, способный печатать 8 000 листов в час; он управляется двумя работниками. Фотолаборатория, занимающая помещение 2×2 метра в хвосте самолета, обеспечит офис фотографиями.

Так много радиооборудования

Радиооборудованию, установленному на «Максиме Горьком», уделено значительное внимание. Комната с радиоприемником, расположенная в хвосте фюзеляжа, звуконепроницаема. Как и комната радиосвязи, и радиооборудование в кабине пилотов, оно питается от небольшого генератора.

О радиооборудовании заботятся трое операторов. Один из них всегда на посту в комнате радиопередач, из которой он способен отправлять телеграммы на расстояние до 2 000 километров.

Мощный громкоговоритель, так называемый «глас с небес», установлен под фюзеляжем. Люди, над которыми будет пролетать «Максим Горький», смогут услышать лекции, музыку и новостные заметки, передаваемые с агитсамолета. «Максим Горький», в свою очередь, сможет транслировать программы советских радиостанций. Небольшие колонки также установлены во всех пассажирских каютах и комнатах отдыха.

Еще одна необычная особенность самолета — установленная автоматическая телефонная станция с 16 линиями, каждая из которых оборудована световыми и звуковыми сигналами. Вести телефонные переговоры внутри «Максима Горького» можно из любого помещения; вместе с тем они автоматически завершаются, как только командиру воздушного судна потребуется отдать команды подчиненным, находящимся в разных частях самолета.

Кабина пилотов оборудована всей необходимой техникой, включая аппарат для «слепой» посадки, автопилот, а также специальное радиооборудование, позволяющее пилоту уточнить координаты самолета по сигналам радиовышек.

Также в самолете есть оборудование для фотосъемки и записи звука, кинопроекторы и кинокамеры.

Идея этого огромного агитсамолета, названного в честь известного революционного писателя, была впервые высказана Михаилом Кольцовым, известным советским журналистом, в сентябре 1932 года. Рабочие, крестьяне, студенты, красноармейцы, журналисты и актеры сдали суммарно шесть миллионов рублей на постройку этого самолета.

Был избран комитет, ответственный за выполнение обозначенного плана, который впоследствии вырос до комитета, руководящего агитэскадрильей «Максим Горький». Такие воздушные суда, как «АНТ-14» («Правда»), «Сталь-2» («Известия») и другие продолжат проводить агитационные рейсы в разных уголках СССР.

Институт ЦАГИ, известный тем, что его специалисты спроектировали и сконструировали самолеты АНТ-9 «Крылья Советов» (совершил полет по Европе в 1929 году) и АНТ-4 «Страна Советов» (совершил рейс из Москвы в Нью-Йорк в 1930-м), а также «АНТ-14», привлек 800 специалистов к работе над «Максимом Горьким» (также известном как «АНТ-20») в марте 1933-го.

Когда самолет был спроектирован, специалисты провели подробные расчеты для определения его характеристик. На основе этого исследования были определены размеры аэродинамической трубы, необходимой для проведения испытаний. Эта труба была построена, и затем использовалась для тестов «АНТ-20» в институте ЦАГИ.

Всего в аэродинамической трубе состоялось 250 тестов, подготовка и проведение которых заняли несколько месяцев.

В апреле этого года «Максим Горький» был разобран и перевезен в специальный ангар Московского центрального аэродрома. Детали самолета были столь огромными, что заборы, стойки с прессой, автомобильные знаки и прочие препятствия на пути следования груза пришлось временно устранить.

Перевозка заняла пять ночей, и для нее потребовалось 150 человек, 12 повозок с лошадьми, четыре трактора и десять 1,5-тонных грузовиков.

Накануне самолет выкатили из ангара, и М.М. Громов, заслуженный летчик Советского Союза, пилотировавший «Крылья Советов» и испытывавший все новые модели ЦАГИ, занял свое место в кабине.

Тем временем ответственный комитет просит несколько советских фабрик поторопиться со сбором оборудования для воздушного судна. Суммарно 120 производств, больших и малых, производят оборудование для «Максима Горького».

Для огромного самолета в нескольких городах Союза будут построены специальные посадочные полосы и ангары. И как только все приготовления будут завершены, а тесты — пройдены, он взлетит в советское небо с официальной агитационной миссией.

By Eugene Peterson

Months of engineering research and wind tunnel experiment have culminated in the design, construction and testing of a giant Soviet land airplane, incorporating all experience gained by the entire personnel of TSAGI (Central Aero-Hydrodynamic Institute). The chief constructor is A. N. Tupolov, world known planedesigner. It is the «Maxim Gorki» plane, superior in size and gross weight to all existing land planes in the world.

Built principally for agitation purposes, the giant steel bird will officially become the flagship of the «(Maxim Gorki agit-squadron Aug. Day. Till then, it will continue to undergo Airdrome.

The «Maxim Gorki» is an 18 — Soviet Aviation further tests at the Moscow Central all-metal monoplane, with eight motors, powered with Soviet engines developing 7,000 h.p. Its maximum and cruising speeds are 240 and 220 km. respectively. The fuel capacity is sufficient for a cruising range of 2,000 km., while the plane can average 1,000 km. non-stop flights.

Other dimensions and data of interest are as follows: the wing span—64 m.; length of fuselage—3s m.; carrying load — 7 tons; height of plane—B m.; diameter of wheels—-2 m. J height of wing 2 m. and distance between wheels—2 m. The plane will carry a crew of 23 men and 40 passengers.

The under surface of the wing is on the same level with the floor of the fuselage. This creates comfortable access from cabins in the wing to cabins in the fuselage.

Entrance to the cabins are by means of a door on the left side of the fuselage and a trapdoor on the under side of the fuselage. The passenger cabins are well above six feet, containing four bunks each. A highly satisfactory ventilating and steam heating system has been worked out. Controlled ventilation is effected by admitting air through a vent in the nose of the fuselage and transmitting it by ducts to the cockpit, cabins and other compartments in the wing and fuselage. A thermostat insures that the temperature in the cabins will be maintained at 70 degrees Fahrenheit with outside air temperature as low as 20 degrees below zero.

Modern Conveniences

The arrangement of compartments in the fuselage, starting from the front end is as follows: the salon, pilot cockpit, a passenger cabin, the radio transmitting room, editorial offices, passenger compartment and cafe, buffet, another passenger cabin, cinema room, microphone room and radio receiving room, followed by other passenger cabins, baggage compartments and lavatory.

Efficient representatives of the aviation and electrical industry, heavy and light machine-building, of chemical, textile, leather, glass, metallurgical and polygraphical industries, of radio and photo laboratories have given their labor, experience and knowledge in the difficult task of fitting this giant agit-plane with the latest equipment.

In order to satisfy all of the power requirements of the plane, a power unit has been installed consisting of two petrol engines. driving generators for direct and alternating current and compressors for compressed air. If the electrical energy, were to be turned into light, it would be possible at one time to light 620 lamps of 25 watt each, or in other words, supply illumination for a settlement of 200 houses.

As alternating current of 120 volts has been applied for the first time in the his tory of aviation on the «Maxim Gorki,» naturally, particular attention has been paid to the distribution and preparation of all instruments and apparatus which must work flawlessly under all flying conditions.

A searchlight of 2.8 million candle-power, attached to the under side of the nose of the plane, will light up a wide area from an altitude of 1,000 meters. If all the electrical wiring distributed on the «Maxim Gorki» were to be stretched out in one straight line, it would total twelve km.

A special room has been given over to the «Flying Editorial Offices.» A rotary press, capacity 8,000 sheets per hour, will be run by two men. A 2×2 m. photo laboratory, situated in the far end of the right half of the wing will supply pictures.

Plenty of Radio

Radio equipment occupies considerable space in the «Maxim Gorki.» The radio-receiving compartment in the tail of the fuselage is sound-proof. Both this compartment and the radio-transmitting section, adjacent to the pilot cockpit, will receive electrical energy from the small power unit.

Three radio-operators will take care of the radio apparatus, receiving and transmitting. One will always be on duty in the transmitting cabin, where he will be able to transmit telegrams 2,000 km. away from the plane.

A powerful loudspeaker, the so-called «Voice from the Sky,» is attached to the under side of the fuselage. Those on earth will hear lectures, music and news bulletins from the «Maxim Gorki» agit- plane at an altitude of 1,000 m., turn will transmit which in programs of Soviet broadcasting stations. Dynamic speakers have been installed in all the passenger and social cabins.

Another unusual and interesting feature of the plane is an automatic telephone switchboard with 16 lines, all equipped with light and sound signals. ‘Phone con- versation will be possible between all cabins and the lines will automatically be disconnected whenever the plane commander has orders to issue to members of the crew located in various sections of the plane.

The roomy pilot cockpit accommodates all apparatus needed, including apparatus permitting «blind» landings, a robot pilot, and special radio apparatus permitting the pilot to ascertain the location of the plane through separate radio broadcasting stations.

Photo equipment, cinema projectors, film cameras, and sound-film recording apparatus are among the principal items of cinema equipment on the plane.

Individual reading lights and other modern conveniences have been provided for each passenger. Special space has been provided for stenographers and typists, as well as editorial workers. A small library has likewise been provided.

The idea for this huge agit-plane, named for the *famous revolutionary writer, was first advanced by Michael Koltsov, well-known Soviet journalist, in September 1932. Workers, peasants, students, Red Army men, newspapermen and actors subscribed approximately six million rubles for the plane.

A committee was elected to take charge of the construction of the plane. It has grown to the committee in charge of the «Maxim Gorki'* Agit-Squadron. Such planes as the «ANT-14» («Pravda»), «Stal-2» («Izvestia») and several others have and will continue to carry on agit-flights to various sections of the USSR.

The TSAGI Institute, famous for constructing and designing the «Wings of the Soviets» (flight around Europe in 1929), the «Land of the Soviets'* (Moscow-New York flight in 1930) and the «ANT-14,» put 800 people to work on the «Maxim Gorki» (called the «ANT-20» also) in March, 1933.

When the plane was first conceived, elaborate performance calculations were made to determine its characteristics, and from this investigation, the major dimensions were determined and a wind tunnel model constructed. This model was tested in the wind tunnel of the TSAGI Institute.

Several types of wing were tested in order to select the best variation. The nacelles and engine cowling were investigated in great detail. The tail surfaces were tested with elevator free and with it fixed. The effect of control surface tabs was investigated, both on the elevator and on the rudder. The design was guided by the wind-tunnel test and changes suggested by the tests were incorporated in the model and retested until a final maximum was obtained.

Ih all, the wind-tunnel investigation ran to over 50 tests and covered a period of several months. As a result of these tests, the cruising and maximum a pespeeds were increased and larding speeds decreased.

In early April of this year, the «Maxim Gorki» was dismantled and transferred to a special hangar at the Moscow Central Airdrome. Sections of the plane were so bulky that fences, newspaper stands, street car signs and other obstacles hindering transportation from. TSAGI to the Airdrome had to come down.

The sections were transported on five successive nights by specially prepared wheel carriages. For this a crew of 150 men, 12 horse teams, four tractors and 10 1.5-ton AMO trucks were used.

A fortnight ago it was rolled out of the hangar and M. M. Gromov, Honored Pilot of the Soviet Union, who piloted the «Wings of the Soviets» and who has been testing all the new TSAGI models, took his place at the controls.

Meanwhile, the Committee asked a number of Soviet plants to hurry the equipment for the plane. In all, about 120 enterprises, both large and small, have participated in the production of equipment for the «Maxim Gorki.»

Careful experimental tests will be conducted with the «Maxim Gorki» and the crew will become thoroughly acquainted with the equipment on board. Special airdromes and hangars for the plane will be built in a number of cities in the Soviet Union. And only, when the final test will prove the flawless operation and movements of the plane, will it soar to the skies above in its first official agit-flight over Soviet territory.

факт//
//facts
Самолет-гигант «АНТ-20» просуществовал еще год после написания этой заметки — до мая 1935 года. 18 мая «Максим Горький» участвовал в демонстрационном полете над Москвой, на борту, помимо летчиков-испытателей, находились члены семей сотрудников института ЦАГИ. Во время полета один из истребителей сопровождения начал выполнять рядом с «Максимом Горьким» фигуры высшего пилотажа, но не справился с управлением и столкнулся с «АНТ-20». Гигант рухнул на землю, погибли 49 человек.
история
почему это важно
Михаил Кольцов
Михаил Кольцов
Cоветский писатель, публицист, заведующий Иностранным отделом Союза писателей СССР.
Михаил Ефимович Кольцов (настоящее имя — Моисей Хаимович Фридлянд) — советский писатель, публицист, заведующий Иностранным отделом Союза писателей СССР.
Родился в 1898 году в еврейской семье в Киеве. В 1915 году поступил в петроградский Психоневрологический институт, учебу не окончил. С 1916 года начал публиковать статьи в газетах. Участ...
Михаил Ефимович Кольцов (настоящее имя — Моисей Хаимович Фридлянд) — советский писатель, публицист, заведующий Иностранным отделом Союза писателей СССР.
Родился в 1898 году в еврейской семье в Киеве. В 1915 году поступил в петроградский Психоневрологический институт, учебу не окончил. С 1916 года начал публиковать статьи в газетах. Участ...
узнать больше
Михаил Громов
Михаил Громов
Летчик, генерал-полковник авиации, спортсмен (чемпион СССР 1923 года по тяжелой атлетике).
Михаил Михайлович Громов — летчик, генерал-полковник авиации, спортсмен (чемпион СССР 1923 года по тяжелой атлетике). Участник двух рекордных беспосадочных перелетов. Был командиром экипажа, совершившего второй в истории перелет из Москвы в США через Северный полюс.
Родился в 1899 году в Твери. Окончил Реальное училище Воскресенского в М...
Михаил Михайлович Громов — летчик, генерал-полковник авиации, спортсмен (чемпион СССР 1923 года по тяжелой атлетике). Участник двух рекордных беспосадочных перелетов. Был командиром экипажа, совершившего второй в истории перелет из Москвы в США через Северный полюс.
Родился в 1899 году в Твери. Окончил Реальное училище Воскресенского в М...
узнать больше