После покупки 503 ценных художественных экспонатов Пушкинский государственный художественный музей в Москве стал одним из самых выдающихся музеев Европы.
Среди приобретенных работ есть картины таких знаменитых мастеров, как Робер, Вуаль, Дюпре и Снейдерс, уникальные древнегреческие скульптуры и исключительно редкие египетские артефакты, возраст которых оценивается в 4−5 тысяч лет. Среди последних — останки мумифицированного человека и саркофага, несколько художественных изделий из дерева, а также гончарные изделия, необходимые для ритуального погребения.
Некоторыми из купленных музеем холстов гордились бы самые знаменитые европейские музеи. Один из них — женский портрет известного художника Ханнемана, одного из учеников Ван Дейка. Картины Ханнемана можно встретить только в самых крупных мировых музеях. В Лондонской национальной художественной галерее есть только одна работа этого художника, а еще одна из его картин есть в Эрмитаже. На полотне, полученном московским музеем, изображено лицо задумавшейся женщины без каких-либо декораций. Мастерство, с которым воссозданы детали ее темного платья, еще больше подчеркивают индивидуальность фигуры на портрете.
Не менее интересен оригинальностью своей композиции и художественного исполнения портрет мужчины в высокой шляпе Ван дер Хелста, знаменитого голландского портретиста XVII века. Необычная сила этой картины в том, насколько много в ней художественных ограничений. Крайне ограниченная цветовая гамма, четкие линии и поразительная психологическая глубина — вот главные отличительные черты этого уникального портрета.
«Драка крестьян при расчете» М. Ле Нена, французского художника-реалиста XVII века — эта картина займет почетное место в музее. Она пышет жизнью и движением, а ее цветовая гамма необычайно гармонична: салатовые, серые, бледно-желтые и красные тона.
В 1936 году в музее было только четыре картины Гюстава Курбе, блестящего французского художника XIX века, чьи полотна столь редки в европейских музеях. Сейчас в московском музее восемь его холстов. Широко представлен в музее и голландский мастер Ван Трост.
Значительно пополнились отделы голландского и английского искусства. Особенно ценными в голландском отдела являются картины Караваджо, итальянского художника-реалиста XVI века.
Также крайне редки за пределами Великобритании работы некоторых знаменитых английских художников, таких как Хопнер, Реберн, Лоуренс и прочих.
Из картин французской школы музей приобрел несколько прекрасных пейзажей XVIII века, работы Ж. Робера и Моро. Одна из купленных музеем работ — автопортрет известной французской художницы Лебрен. Поначалу считалось, что это копия, но после изучения оказалось, что это авторский оригинал картины. Черновик этого автопортрета находится в Национальной художественной галерее Лондона.
THE 503 valuable works of art recently acquired by the Pushkin State Museum of Fine Arts in Moscow puts it in a prominent place among European museums. Among the pictures purchased are paintings of such famous masters as Robert, Voille, Dupre and Snyders, rare sculptures of ancient Greece, and exceedingly rare Egyptian pieces 4,000 to Among the latter are the remains of a mummified human being and of a sarcophagus, and several artistic articles of wood and pottery considered necessary for the funeral rites.
Among the canvases purchased by the museum are several which would be outstanding in the most famous west European museums. One of these is a portrait of a woman by the well-known artist Hanneman, one of Van Dyck’s pupils. Hanneman’s pictures can be found only in the largest world museums. The National Art Gallery in London has only one work by this painter, and another of his pictures is in the Hermitage Museum in Leningrad. The picture acquired by the Moscow Museum shows the face of a young woman deep in thought and without any embellishments. The masterly way in which the details of the dark dress are painted emphasizes still more the individuality of the subject of the portrait.
No less interesting, for the singularity of jits composition and fine craftsmanship, is the portrait of a man in a top hat by Van der Heist, famous Dutch portrait painter of the 17th century. The picture’s unusual force arises from the great restraint with which it is painted. An extremely limited color scheme, bold delineation and striking psychological depth of treatment are the distinguishing features of this rare portrait.
«A Peasant Brawl on Settlement Day,» by M. Le Nain, a French realist painter of the first half of the 17th century, is a picture which will occupy an honored place in the museum. The canvas is replete with life and movement and its color scheme is unusually harmonious: pale-green, gray, pale-yellow and red tones. It is a fine piece of western art of the past.
In 1936 the museum had only four paintings by Gustav Courbet, the brilliant French artist of the 19th century, whose pictures are so rare in European museums. Today the Moscow Museum has eight of his pieces. The fine Dutch master, Van Troost, is especially well represented in the museum. The sections of Dutch and English painting have been considerably enriched. Particularly valuable in the Dutch section are the pictures of Caravaggio, an Italian realist painter of the 16th century.
Also very rare in countries outside of England are the works of several well-known English painters—Hoppner, Raeburn, Lawrence and others. Of the pictures of the French school acquired by the museum mention must be made of several fine landscapes of the 18th century, the works of G. Robert and of Moreau. One of the pictures acquired by the museum was a self-portrait by the well-known French woman painter Lebrun. At first it was thought to be a copy, but on beginning restored it proved to be the authentic work of this artist. Her sketch for the self-portrait is to be found in the National Art Gallery in London.