/Московская жизнь
Москва — город будущего // REBUILDING THE CAPITAL OF THE USSR
перевод
оригинал

О новом генеральном плане Москвы и о масштабном строительстве, которое изменит облик города. //About the new general plan of Moscow and large-scale construction that will change the face of the city.

Москва — город будущего

Автор: Г. Колманов

Взглянем на карту Москвы. Город простирается на территории в 28 000 гектаров и построен в виде концентрических кругов. Говорят, что возраст дерева можно определить, посчитав кольца на срезе ствола, который каждый год прирастает одним кольцом. Возраст Москвы также можно определить по ее кругам, которые добавляются каждый век.

Москва была построена в те стародавние времена, когда молодому государству Московия приходилось защищаться от нашествий татарских орд с востока. Постоянная угроза вторжения врага определила будущий вид города.

Первой значительной конструкцией был Кремль — оплот московских князей. После постройки так называемого Китай-города Кремль окружило первое кольцо обороны. Появилось бульварное кольцо Москвы. Город продолжал расти, и спустя век дополнился вторым кольцом обороны — Садовым, а позже — третьим, Камер-Коллежским. Эти кольца соединялись улицами, радиально исходящими из центра.

Так росла Москва. Незапланированное и хаотичное строительство в пределах этих колец продолжалось веками. Город был лабиринтом изогнутых улиц, глухих аллей, переулков и объездных дорог, в котором часто терялись даже коренные жители, не говоря уж о гостях.

В прошлом Москва была известна как белокаменный город, но это было справедливо только для центра, где находились дома богачей, а также торговые и промышленные предприятия. Большинство жителей обитало в трущобах, в которых не было элементарных удобств, таких как электричество, водопровод и канализация.

Городской совет не преуспел даже в такой несложной сфере городского управления, как переименование улиц. В Москве было 15 Александровых улиц, 14 дорог без названия, 11 Никольских переулков, девять Лесных, девять Банных и четыре Алексеевых улицы.

***

Москву, снискавшую до революции печальную славу разросшейся деревни, самого грязного и некомфортного города Европы, освещаемого 29 000 керосиновых ламп, не имевшего центрального водопровода и электричества, нужно было перестраивать с основания и самым радикальным образом для того, чтобы сделать ее образцовым культурным социалистическим городом.

Это была грандиозная задача, с которой в 1931 году столкнулось пленарное заседание Центрального комитета Коммунистической партии. Под личным руководством Сталина и при помощи Лазаря Кагановича началось создание генерального плана реконструкции столицы.

Работа перед планировщиками предстояла действительно колоссальная. Им сказали: «Перед вами старая Москва, где 1 600 000 человек жили в нищенских стесненных условиях. Сегодня там же живут 3 000 000 человек. В течение десяти лет население Москвы вырастет до 5 000 000 человек. Вам нужно улучшить каждую сторону этого города. Вы должны построить такие дома, которые наполнят жизни этих пяти миллионов радостью и дадут возможность отдохнуть после работы». История знает лишь несколько случаев, когда здоровье и комфорт жителей были приоритетом при выборе места для строительства будущего города. Обычно место выбирали исходя из торговых и военных интересов. Только в редких случаях, например, в Вашингтоне и Лос-Анджелесе, города строили по плану.

***

Реконструкция Москвы была таким гигантским и необычным делом, что некоторые люди потеряли голову. Некоторые предлагали сохранить Москву как древний город-музей, а новую столицу построить в стороне. Другие, напротив, хотели стереть старый город с лица земли, а на его месте построить новый. Предлагали варианты города-сада на территории в 200 000 гектаров. Менее амбициозные считали, что решить проблему можно строительством гигантского города небоскребов.

Сталин, внимательно следивший за всеми спорами, вскоре вернул мечтателей на землю. Он сказал: «Мы не можем принять ни позицию тех, кто хочет оставить Москву большой деревней, ни позицию защитников чрезмерной урбанизации, тех, кто предлагает построить подобие капиталистических городов с небоскребами с огромным числом жителей. Это стало основой для одобренного Советом народных комиссаров СССР и Центральным комитетом партии генерального плана по реконструкции Москвы. Партия и правительство предложили сохранить исторические очертания города, но радикально пересмотреть планировку улиц и площадей. Основными условиями перепланировки были: рациональное распределение многоквартирных домов, индустриальных зданий, железнодорожного транспорта и складов; нормальное водоснабжение; предоставление большей жилой площади на человека и лучшая организация жилых районов для обеспечения здоровых условий жизни. Особое внимание уделили архитектурному оформлению площадей, главных улиц, набережных, зданий и так далее.

By G. KOLMANOV

THREE years ago the Council of Peoples Commissars of the USSR and the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union adopted the historic decision to approve the general plan for the reconstruction of Moscow. The article published below shows us the past, present and future of the Soviet capital

LET US glance at the map of Moscow

The city stretches over an area of 28,500 hectares (70,400 acres) and is laid out in a number of concentric circles. It is said that the age of a tree can be determined by counting the rings in a cross-section of its trunk, which is encircled every year by a new ring. Moscow’s age might also be determined by its circles, which were added from century to century.

Moscow was founded in those distant historical times when the young state of Muscovy had to defend itself against Tatar hordes invading it from the East. It was incessant danger of hostile invasion that determined the future appearance of the city.

The first major construction was the Kremlin — stronghold of the Muscovy princes. When the so-called Kitai-Gorod arose, the Kremlin was surrounded by its first ring of defense. That is how the rings of boulevards began to be laid out in Moscow. The city continued to grow and within a century was supplemented by its second defense ring—the Sadovoye, and later, the third—the Kamerkollezhskoye. These circles all joined radially by streets running to the center.

This is how Moscow grew. Unplanned and chaotic building within the limits of these three main rings went on for centuries. The town was a maze of hundreds of crooked streets, blind alleys, side-streets and byways. The result was a veritable labyrinth in which old Moscow residents, let alone strangers to the town, were frequently known to lose their way.

***

In the old days Moscow was known as the city of white stone, but this was true only of the center of town, where the homes of the wealthy and the trading and indđustrial enterprises were located. The majority of the city’s residents dwelt in the «black blocks,» which lacked the most elementary municipal services, such as electricity, waterworks and sewage.

The city council could not intervene even in such a rudimentary sphere of eity management as the renaming of streets. Moscow at that time had 15 Alexandrov streels, 14 lines without names, 11 Nikolsky side-streets, 9 Lesnaya, 9 Bannayas and 4 Alexeyev streets.

***

NOTORIOUS before the Revolution as an overgrown village, as the dirtiest and most inconvenient city in Europe with its 29,000 kerosene lamps, its absence of water mains and electricity — reconstruction of the most fundamental and radical nature was required to make Moscow a model, cultured city of Socialism.

This was the tremendous task which in June 1931 faced the plenary session of the Central Committee of the Communist Party. Under the personal supervision of Stalin, and with the close collaboration of Lazar Kaganovich, began the work of drawing up a general plan of reconstruction of the city. It was modestly called a plan of reconstruction, but actually it provided for the building of a new Moscow within 10 years. The task confronting the planners was indeed colossal. «Here you have the old Moscow in which 1,600,000 people lived in crowded, squalid conditions,'' they were told. «Today 3,000,000 people are living on the same area. Within 10 years there should be a population of 5.000,000 in Moscow. You are to perfect the city in every respect. You must build such homes as to make the lives of these 6,090,090 people a joy, as to provide them relaxation after work.»

A bold and noble task.

History knows of few cases when the health and comfort of the population have been the first consideration in the selection of a site for a future city. Commercial and military interests have usually determined the location of cities. Frequently they were built near marshes, far removed from water and trees or in places unprotected from winds. Only in rare instances, such as with Washington and Los Angeles, have cities been built according to a plan.

***

THE RECONSTRUCTION of Moscow was such a gigantic and unusual undertaking that some people began to lose their heads. Some proposed preserving the city as an ancient museum town and building new capital alongside. Others, on the contrary, were all for tearing, down the old city and building a new Moscow in its place.

Stalin, who attentively followed the entire controversy, soon brought the dreamers back to earth. «We cannot accept,» he said, «either the position of those who deny the very principle of a city, who would have us leave Moscow a large village, or the position of the advocates of excessive urbanization those who propose to build a city of the type of capitalist cities, with skyscrapers, with an overcrowding of the population.

This served as the basis for the decision of the Council of Peoples Commissars of the USSR and the Central Committee of the Communist Party on the general plan for the reconstruction of Moscow. The Party and the Government proposed that the plan be drawn up so as to preserve the main historical outpreserve of the city, and yet to revise fundamentally the layout by regulating the network of streets and squares. The principal conditions of this replanninconcern: rational distribution of apartment houses, industrial building, railway transport and warehouses; provision of sufficient water; provision of sufficient water; provision of more dwelling space per capita and the proper organization of residential sections so that there will be normal, healthy conditions for the population. Particular attention was drawn to the architectural treatment of all squares, main streets, river embankments, buildings and so on.

image

***

Площадь Москвы выросла с 28 000 гектаров до 60 000. Новый город возводят на территории в 16 000 гектаров в живописном районе на юго-западе Москвы, за Ленинскими горами. Кроме этого, Москва увеличится за счет обширных участков земли в восточной, юго-восточной и северной частях столицы. За пределами новой Москвы будет сохранена 10-километровая лесная зона.

Старую Москву будут пересекать три широкие трассы, а улицы рядом с ними будут расширены и выпрямлены. Позже появится еще больше новых шоссе. Одним из самых больших и красивых станет проспект Ильича, который протянется от площади Дзержинского до будущего Дворца Советов. Все площади города будут увеличены: Красная площадь станет больше в два раза. План также предусматривает строительство 15 000 000 квадратных метров жилья в течение 10 лет — с 1935 по 1945 годы, что увеличит жилую площадь столицы в два раза.

***

«Разумеется, это не Москва!» — воскликнул старый русский писатель Куприн, вернувшийся в прошлом году из долгой эмиграции. Куприн всегда считал, что хорошо знает Москву, поскольку долгие годы жил здесь. Но на Охотном Ряду он заблудился, и если бы не гид, он, без сомнения, с трудом смог бы найти дорогу.

Действительно, с момента публикации генерального плана реконструкции Москвы прошло три года, и город сильно изменился. Даже для иностранца, прибывшего в Москву впервые, очевидны очертания новой блистательной столицы бесклассового общества, города, достойного величия и красоты социалистической эпохи.

Лицо города изменилось до неузнаваемости благодаря новым зданиям, выросшим совсем недавно. До революции Охотный Ряд был узкой улицей, на которой хаотично располагались мясные лавки и торговые палатки. Сейчас это широкий проспект, на одной стороне которого возвышается величественное здание Совнаркома, а на другой — новая гостиница «Москва». Отсюда начнется новый проспект. Целые кварталы старых домов будут демонтированы для строительства этой трассы. Однако даже широкий проспект покажется обычной улицей, когда будет завершен колоссальный Дворец Советов высотой в 415 метров. Представить себе масштаб этого здания, фундамент которого уже заложен, можно по одному факту: статуя Ленина, которая будет стоять на его крыше, будет в два с половиной раза выше статуи Свободы в Нью-Йорке.

Впрочем, вернемся к многоквартирным домам. Вот несколько впечатляющих фактов: 63 дома строятся Моссоветом и еще 218 — другими организациями и комиссариатами. Дома Моссовета дадут 158 000 кв. м жилого пространства, остальные дома — 784 800 кв.м. Эти дома будут не только красивыми, но и предоставят жильцам все удобства. В них будет центральное отопление, вода, газ, мусоросжигательные шахты, телефоны, современная вентиляция, комнаты отдыха, прачечные и ясли. К слову, за последние три года в Москве были построены 293 новые школы, а количество детских кроваток в яслях выросло за прошедший год с 14 578 до 26 016. Не нужно даже упоминать о строительстве таких заведений, как больницы, роддома, клубы, кинотеатры, спортивные площадки и плавательные бассейны.

***

Много было написано зарубежной прессой о московском метро. Не только друзья, но и люди, которые не слишком симпатизируют Стране Советов, считают, что по красоте и удобству московское метро — лучшее в мире. И все же строительство его только началось. С открытием второго участка общая длина путей составит 56,7 километра.

Метро лишь один из способов решить транспортные проблемы города. За три года с момента принятия решения о реконструкции Москвы многое было сделано для развития трамвайного, троллейбусного, автобусного транспорта, а также службы такси. К концу года протяженность троллейбусных линий составит 202 км, автобусных — 106,4 км, трамвайных путей — 534,9 км. Для сравнения: в 1913 году длина трамвайных путей составляла 262 километра.

Таковы первые, пока скромные результаты трехлетней работы по выполнению генерального плана реконструкции столицы Советского Союза. Осталось еще семь лет строительства, и с каждым годом масштаб работы будет все увеличиваться.

Богатство и могущество советской власти позволили выделить огромные суммы на реконструкцию столицы. Эти суммы превышают общий бюджет многих европейских стран. Но масштаб реконструкции — это, конечно, не самое важное. Впервые в истории город строят для жителей, а не для горстки богачей, чьи коммерческие интересы обычно имеют главное значение для строителей. Главной целью тех, кто строит новую Москву, является создание максимального комфорта для трудящихся. План реконструкции столицы — яркое доказательство сталинской заботы о благородных и отважных строителях социалистического общества.

***

The area of Moscow is to be increased from 28,500 hectares to 60,000. (A hectare equals 2.47 acres — Ed.). In a picturesque district to the southwest beyond the Lenin Hills, a new town is being built on an area of 16,000 hectares. In addition, Moscow is to be increased tracts of land situated on the eastern, southeastern, western, northeastern sections of the capital. Beyond the new limits of Moscow, a forest zone 10 km. in radius will be preserved.

The old Moscow is to be intersected by three wide highways, and scores of streets alongside them will be broadened and straightened out. Later, there will be a large number of such new highways. One of the largest and most beautiful will be Ilyich Prospect, which will extend from Dzerzhinsky Square to the future Palace of Soviets. All the city squares are being widened5 Red Square will be twice its present size.

The plan also provides for the construction of 16,000,000 sq. in. of dwelling space within the 10 years from 1935 to 1945, which will exactly double the capital’s dwelling space.

***

«SURELY this is not Moscow!» exclaimed the old Russian writer Kuprin, who returned Last year from a prolonged sojourn abroad. Kuprin had al- ways thought he knew Moscow well, having lived in it for very many years. When he found himself on Okhotny Ryad, however, he quite lost his bearings, and were it not for his guide he would undoubtedly have had difficulty in orientating himself.

Indeed, three years after the publication of the general plan of Moscow’s reconstruction, the appearance of the city has radically changed. Even to a foreigner arriving in Moscow for the first, the contours of the new magnificent capital of the classless society, a capital city worthy of the grandeur and beauty of the Socialist epoch, are easily discernible. The face of the city has been radically changed by the new buildings which have sprung up recently. Before the Revolution, Okhotny Ryad was a narrow street cluttered with butchers' stores and booths. Today, it is a broad avenue flanked on one side by the stately Sovnarkom Building and on the other by the new Hotel Moscow. Lenin Prospect will start from here. Entire blocks of old houses will be torn down to make way for this new avenue. Yet, the broad new avenue will appear no arger than an ordinary street when the colossal Palace of Soviets, 416 m. high. is completed. An idea of the size of this building, the foundations of which have already been laid, may be obtained from the fact that the statue of Lenin which will top it, will be two and a half times the size of the Statue of Liberty in New York.

Let us turn, however, to the new apartment houses. Here are a few striking figures: This year, 63 houses are being built by the Moscow Soviet and 218 by various organizations and commissariats. The apartments built by the Moscow Soviet will have have 153.800 sq. m. of dwelling space, and the other houses — 784,800 sq. m. These houses are not only to be beautiful, but should provide their residents with every convenience. They will have central heating, water, gas, incinerator shafts. telephones, modern ventilation, rest rooms, laundries, nurseries and similar faeil ities. Incidentally, it should be borne in mind that 293 new schools have been built in Moscow in the past three years and the number of cots in nurseries has increased from 14,578 to 26,016 within the past year. It is not necessary to elaborate on the institutions as construction of such hospitals, maternity homes, clubs, cinemas, sport grounds and swimming pools.

***

MUCH HAS been written in the foreign press about the Moscow subway. Not only our friends but people who are not particularly sympathetic to the Land of Socialism maintain that, for beauty and convenience, the Moscow subway is the best in the world. And yet, subway construction has really just begun. With the opening of the second section, the total trackage of the subway will amount to 56.7 km.

The subway is only one of the means of solving the city’s transport In the three years since the decision to rebuild the city, much has been done to extend tramcar, trolleybus, autobus and taxi service. Towards the end of this year, trolleybus lines will total 202 km., autobus lines — to 6.4 km. and tram lines — 534.9 km. In 1913, Moscow had altogether 262 km. of tram lines. THESE are the first, so far quite modest, results of *he three year’s work on the fulfillment of the general plan for the reconstruction of the capital of the Soviet Union. Seven years of construction still remain and with each year the scope of the work increases substantially.

Soviet power’s wealth and might enable it to appropriate huge sums from its budget for the reconstruction of the capital. These sums exceed the total budgets of many European countries. But the scale of the reconstruction undertaken is not, of course, of greatest importance. For the first time in history a city is being built for its residents, and not for a handful of wealthy people whose commercial interests are usually the main consideration for the builders. The guiding princi- ple for those who are building the new Moscow is the creation of maximum comfort for the working people. The plan for the reconstruction of the capital is a striking proof of the Stalinist care and solicitude for the people who are the noble and of Socialist society courageous.

факт//
//facts
Столица молодой советской республики была перенесена из Петрограда в Москву 12 марта 1918 года — по соображениям безопасности. Укрепившись, новая власть начала постепенно превращать Москву в такой же город-символ, каким для прежнего режима был Петроград. 1930-е — эпоха рождения сталинского «большого стиля». Многие планировочные решения той эпохи определяют жизнь города до сих пор.
история
почему это важно
Владимир Ленин
Владимир Ленин
Революционер, теоретик марксизма, главный организатор Октябрьской революции 1917 года, советский политический деятель.
Владимир Ильич Ленин (настоящая фамилия — Ульянов) — революционер, теоретик марксизма, главный организатор Октябрьской революции 1917 года, советский политический деятель.
Родился в 1870 году в Симбирске. С золотой медалью окончил гимназию и в 1887 году поступил на юридический факультет Императорского Казанского университета, но был отчи...
Владимир Ильич Ленин (настоящая фамилия — Ульянов) — революционер, теоретик марксизма, главный организатор Октябрьской революции 1917 года, советский политический деятель.
Родился в 1870 году в Симбирске. С золотой медалью окончил гимназию и в 1887 году поступил на юридический факультет Императорского Казанского университета, но был отчи...
узнать больше