/Лекции
«Водка, церковь и кино»: советский кинематограф 30-х годов // «Vodka, Church and Cinema»: Soviet Cinema of the 30s
«Волга-Волга», «Цирк», «Веселые ребята» — эти и другие киношедевры тридцатых годов двадцатого века изменили советский кинематограф. Именно тогда сформировались хорошо нам знакомые формы кино. Однако в борьбе за зрителя советская власть заплатила немалую цену. Расскажем, почему кино стало важнейшим из искусств и что случилось с создателями фильмов сталинской эпохи.

1. Прорыв

Начнем с того, что в 30-е годы в кино приходит звук. Изобретенный профессором Александром Шориным аппарат, получивший в среде киношников название «шоринофон», позволял записывать не только видео, но и аудио. В 1929 году состоялся первый звуковой киносеанс, а в 30-м в Москве открылся и первый звуковой кинотеатр. Кино стало еще ближе к зрителю. В то же время активно развивается кинопроизводство, по всему советскому союзу открываются киностудии. Создаются «Союзмультфильм» и «Союздетфильм», во Владивостоке, Новосибирске и Ростове-на-Дону открываются документально-хроникальные студии, в Москве в 1930-м основан «Мосфильм», а съемочные площадки «Ленфильма» существенно расширяются.

Для подготовки кадров в Ленинграде был организован институт инженеров звукового кино, а в Москве техникум кинематографии преобразован в Государственный институт — сейчас это ВГИК, старейший киновуз России.

Но расцвет кино был связан не только с новыми техническими возможностями. Советская власть увидела в нем эффективный инструмент для создания гражданина новой формации.

2. Пропаганда

Еще в 1922-м году, по воспоминаниям наркома просвещения Анатолия Луначарского, Ленин сказал: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Советская власть увидела в кино огромные возможности для создания «нового человека». Для этого еще в 1919 году создается Всероссийский фотокинематографический комитет, работающий над созданием пропагандистских кинолент и исторических хроник. Если еще в начале 20-х из-за скудного финансирования на фоне Гражданской войны было выпущено всего несколько десятков картин, то за первые годы НЭПа их количество выросло до трехсот двадцати, а в 30-е число новых картин пошло на тысячи. Кино приносило государству не только лояльного зрителя, но и реальные деньги.

В 1923 году Троцкий пишет знаменитую статью «Водка, церковь и кинематограф», в которой утверждает: кино — сильнейшее орудие пропаганды.

«То, что мы до сих пор, т. е. за эти почти шесть лет, не овладели кинематографом, показывает, до какой степени мы косолапы, некультурны, чтобы не сказать: прямо-таки тупоумны. Это орудие, которое само просится в руки: лучший инструмент пропаганды — технической, культурной, производственной, антиалкогольной, санитарной, политической — какой угодно, пропаганды общедоступной, привлекательной, врезающейся в память, и — возможная доходная статья. Привлекая и развлекая, кинематограф уже тем самым конкурирует с пивной и кабаком<...> Кинематограф соперничает не только с кабаком, но также с церковью. И это соперничество может стать для церкви роковым».

Через три года подобную мысль выскажет Сталин: «Я думаю, что можно было бы начать постепенное свертывание водки, вводя в дело, вместо водки, такие источники дохода, как радио и кино».

Персонажи сталинских фильмов строго соответствуют идеологическому курсу: героические, дисциплинированные и патриотичные, бодрые духом. Сюрреалистические работы ранних мастеров отечественного киноискусства сменяются производственными комедиями и историческими сагами. Метафора вытесняется прямым высказыванием, а абстрактное повествование — понятной любому зрителю реалистичной историей. Контролем за производством занялся сам Сталин. Трудно поверить, что один из самых суровых политиков ХХ века разбирался в комедиях и мюзиклах.

3. Кремлевские просмотры

Именно Кремль был местом принятия судьбоносных решений о каждой картине.

Сталин смотрел на кино не только как идеолог, но и как искушенный зритель со своим вкусом и взглядами на искусство. Известен случай, когда Борис Шумяцкий, на тот момент глава управления кинематографии, принес Иосифу Виссарионовичу три картины в жанре драмы. Тот разочарованно произнес: «Нет, спасибо. Нельзя ли что-либо веселей? Ведь пришли после работы, чтобы немного отдохнуть. Хочется поэтому, чтобы нервы не трепались».

Сталин понимал запросы страны. После изнурительного труда люди хотели смотреть что-то легкое и развлекательное.

Прежде чем попасть в Кремль, картина проходила много ступеней отбора, в том числе Отдел пропаганды и агитации. Мало кто из творцов мог сказать что-то хорошее об этом учреждении. Не разбираясь в искусстве, бюрократы запрещали и критиковали многие ленты, которые сейчас мы считаем классикой. В 1933 году по решению Агитпропа сценаристы музыкальной комедии «Веселые ребята» — будущие классики литературы Николай Эрдман и Владимир Масс — были сосланы в лагеря. Причина — «острые политические пародии». Картину «Веселые ребята» пытались запретить. Комиссия Агитпропа назвала ленту «контрреволюционной, дрянной, хулиганской и насквозь фальшивой». Но Шумяцкий был против. Он написал письмо Сталину с просьбой оценить фильм, и Сталин согласился.

По воспоминаниям Шумяцкого, во время просмотра стоял гомерический смех, а когда лента закончилась, все ждали ответа вождя народов. Сталин потер усы и сказал: «Хорошо. Я как будто месяц пробыл в отпуске.»

Хотя лента была спасена, Эрдман и Масс провели в лагерях по три года, а потом еще семь в ссылке без права проживания в городе. Их фамилии были сняты с титров «Веселых ребят».

Подобные истории случались неоднократно. Запрету подвергалась даже культовая картина «Чапаев» братьев Васильевых. После «кремлевского просмотра» режиссерам было приказано той же ночью явиться в Кремль. Вопреки самым страшным ожиданиям, создателей бурно хвалили, а сам Сталин назвал военную драму «эталонной». Известно, что в дальнейшем Сталин смотрел «Чапаева» не менее тридцати восьми раз. Его вкус во многом формировал нового зрителя и его предпочтения.

4. Последствия

Несмотря на множество ограничений, в тридцатые годы в Советском союзе сформировалась индустрия кино. Зародились новые жанры, герои, киноязык. И хотя многие из эталонных картин тридцатых остались в мировой классике, по политическим причинам из истории надолго выпали многие авангардные ленты, впоследствии признанные выдающимися, потому что не служили интересам экономики и пропаганды. Из-за жесткой системы государственного контроля, по разным причинам, хоть и не всегда напрямую связанными с профессией и цензурой, были репрессированы более ста кинодеятелей. Производство картин давалось огромным трудом, а иногда и ценой человеческих жизней. А теперь мы смотрим эти мюзиклы и комедии, и трудно представить, что шутить на благо страны было так страшно.
Владимир Ленин
Владимир Ленин
Революционер, теоретик марксизма, главный организатор Октябрьской революции 1917 года, советский политический деятель.
Владимир Ильич Ленин (настоящая фамилия — Ульянов) — революционер, теоретик марксизма, главный организатор Октябрьской революции 1917 года, советский политический деятель.
Родился в 1870 году в Симбирске. С золотой медалью окончил гимназию и в 1887 году поступил на юридический факультет Императорского Казанского университета, но был отчи...
Владимир Ильич Ленин (настоящая фамилия — Ульянов) — революционер, теоретик марксизма, главный организатор Октябрьской революции 1917 года, советский политический деятель.
Родился в 1870 году в Симбирске. С золотой медалью окончил гимназию и в 1887 году поступил на юридический факультет Императорского Казанского университета, но был отчи...
узнать больше