/Лекции
Москва в 1930-е: культурная жизнь // Moscow in the 1930s: cultural life
В тридцатые Москва расширяется. Тысячи крестьян устремляются в город, пополняя ряды рабочих. В Москве появляются заводы, театры и киностудии; одновременно с этим растет число преступников, бедных и политических заключенных. Попробуем разобраться, как выглядела Москва в тридцатые годы и как бедность и преступность сочеталась с развитием культуры и образования?

1. Переселение

На заводы требуются рабочие. Бывшие крестьяне приносят в город свой быт. Если еще в 1920-м население Москвы составляло чуть более миллиона человек, то к 1939-му перешагнуло за четыре миллиона. Молодежь нуждались в жилье и продовольствии. Проблему нехватки жилья призваны решить общежития и коммунальные квартиры, но зачастую в них нет даже отопления и водопровода. Вводится карточная система на продукты и товары народного потребления, каждое утро выстраиваются длинные очереди за едой. Москва страшно перенаселена, а социальное напряжение только растет. Молодым людям некуда деть буйную энергию, что часто приводит к дракам, пьянству и разбою. Одновременно повышается уровень грамотности. В Москве открываются школы и техникумы, появляются новые университеты, библиотеки и музеи. Несмотря на дефицит и социальное напряжение, Москва обретает новый класс образованных людей. Активную роль в формировании человека нового типа играет не только образование, но и искусство.

2. Кино и театр

Тридцатые совпадают с расцветом советского кинопроизводства. Власть увидела в кинематографе эффективное средство пропаганды. Выпускаются бессмертные хиты: “Веселые ребята”, “Чапаев”, “Волга-Волга”. В кино приходят не только новые жанры, такие как мюзикл и историческая драма, но и технические достижения — у кино появляется звук. Именно в Москве в начале тридцатых появляется первый звуковой кинотеатр “Художественный”. Зарождаются новые киностудии — “Мосфильм” и “Союзмультфильм”, а Московский техникум кинематографии превращается в Государственный институт. Сегодня мы его знаем под названием ВГИК. Одновременно с кино развивается театр. В одном лишь 1930-м появляются Московский театр юного зрителя, Театр кукол, Зеленый театр в парке Горького, Театр армии, немногим ранее — Передвижной театр драмы и комедии, в шестидесятые ставший театром имени Гоголя, а в наше время Гоголь-центром.

Но что в репертуаре?

К 30-м годам специальным декретом была полностью запрещена деятельность авангардных, экспериментальных, ритмических и ритмопластических театральных коллективов. Единственно верной была объявлена система Станиславского - эстетическое направление психологического театра. Советская власть выдвигает на передний план реалистическое и понятное неискушенному зрителю искусство. Предпочтение отдается отечественной драматургии, зарубежные авторы фактически запрещены. При театрах создаются специальные бригады из авторов, которые пишут тексты о новых советских реалиях и жизни рабочих. Театр, как и все искусство тридцатых годов, служит интересам пропаганды.

В то время как открываются новые театры, со старыми решают распрощаться.

Печальна история Театра Мейерхольда. Труппа под руководством Всеволода Мейерхольда, выдающегося теоретика и практика театрального искусства, автора уникальной актерской техники, была разогнана приказом Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР 8 января 1938 года. Театр обвиняли в так называемой “антиобщественной атмосфере”, в том, что он «окончательно скатился на чуждые советскому искусству позиции и стал чужим для советского зрителя» (из публикации в газете “Правда”).

Мейерхольда арестовали и подвергли жестокому избиению, а через два года приговорили к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 2 февраля 1940 года. Всеволоду Мейерхольду было 66 лет. Известна трагическая история латышского государственного театра “Скатуве”. Он пользовался большой популярностью среди зрителей, в том числе среди латышей, эвакуированных в Москву во время Первой мировой войны. В нем играла Мария Лейко - звезда немого кино. Несмотря на успех и художественные достижения, в 1937 году на волне массовых арестов латышей труппа театра была обвинена в симпатиях к фашизму. 8 декабря 1937 года на сцену вышли одни женщины, так как все мужчины были арестованы НКВД. Через несколько дней женщин тоже арестовали. Труппа театра “Скатуве”, куда входила и Мария Лейко, почти в полном составе была расстреляна на полигоне Бутово 3 февраля 1938 года. За восемнадцать лет в "Скатуве" было поставлено 88 пьес. Идеология регулирует не только политическую жизнь, но и повседневность. Желая воспитать человека нового типа, советская власть жестоко расправляется со всем, в чем видит угрозу режиму. От этого страдают как заметные деятели культуры, так и простые граждане. Однако былые радости иногда возвращаются в жизнь москвичей.

3. Быт и праздники

В 1935 году в Москве отменяется карточная система. Вопреки тяжелому быту и изнурительной работе, люди адаптируются к новой жизни, смешивая деревенские традиции с городскими. Часто праздники проходят без отрыва от производства. В жизнь москвичей, привыкших за последние десятилетия к аскетичной жизни, приходят некогда запрещенные “буржуазные” традиции. Именно в тридцатые появилась традиция пить шампанское в новогоднюю ночь, а в дома и на улицы вернулись праздничные украшения. 28 декабря 1935 года в газете «Правда» было опубликовано письмо-обращение с призывом организовать детям новогоднюю елку: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как “левые” загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец». Государство всячески поощряет культурный отдых. Походы в театр и кино становятся повсеместной практикой. Исследование, проведенное органами ЦК показало, что повседневная культурная жизнь горожанина занимала 5.6 часов в неделю, из которых на чтение газет приходилось 2.9 часа, книг и журналов — 2.1 часа, посещение кино и театра — 0.6 часа. Уникальные статистические данные дают понять: хотя у рабочего было довольно мало свободного времени, он старался проводить его с максимальной пользой. Особой культурной ценностью для вечно работающего пролетариата становится возможность общения и обмена информацией. В свободное время горожане принимают участие в самодеятельности. Посещение клубов и кружков позволяет не только развивать новые навыки, но и обретать друзей. Однако и они подвергались жесткому идеологическому контролю. Из-за нехватки средств и постепенного угасания интереса со стороны молодежи, кружки часто закрываются, а горожане предпочитают домашний отдых.

К концу тридцатых в Москве складывается первое советское поколение. Они становятся взрослыми под шум станков и аплодисменты шумных советских парадов. Зажатые в коммуналках и очередях, привыкшие озираться и терпеть лишения, под неустанным контролем чиновников разных мастей, они продолжают строить свою жизнь. И, наверное, сложно представить большую ценность для простого советского человека, чем уютный и сытый, пускай и скромный быт.
Максим Горький
Максим Горький
Писатель, основоположник литературы соцреализма, инициатор создания и первый председатель правления Союза писателей СССР.
Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков) — писатель, основоположник литературы соцреализма, инициатор создания и первый председатель правления Союза писателей СССР.
Родился в 1868 году в Нижнем Новгороде. В 16 лет попытался поступить в Казанский университет, но, поскольку в 1884 году было сокращено количество мест для в...
Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков) — писатель, основоположник литературы соцреализма, инициатор создания и первый председатель правления Союза писателей СССР.
Родился в 1868 году в Нижнем Новгороде. В 16 лет попытался поступить в Казанский университет, но, поскольку в 1884 году было сокращено количество мест для в...
узнать больше
Константин Станиславский
Константин Станиславский
Русский театральный режиссер, актер и реформатор театра.
Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия — Алексеев) — русский театральный режиссер, актер и реформатор театра. Создатель известной на весь мир актерской системы, один из самых значительных театральных деятелей XX века.
Родился в 1863 году в семье промышленника. С детства увлекся театром — семья Алексеевых ставила домашние с...
Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия — Алексеев) — русский театральный режиссер, актер и реформатор театра. Создатель известной на весь мир актерской системы, один из самых значительных театральных деятелей XX века.
Родился в 1863 году в семье промышленника. С детства увлекся театром — семья Алексеевых ставила домашние с...
узнать больше