Работники умственного труда рассказывают о высоком положении, которое они заняли в советском обществе. //Knowledge workers talk about the high position they occupied in Soviet society.
«Из нашего солнечного дня мы вглядываемся в зловещую тьму европейской ночи и видим, как жизнь когда-то прогрессивных народов превращается в жизнь по закону джунглей; мы видим, как во тьме невежества фашизм гасит последние искры человечности, не желающие повиноваться законам тьмы». Эти берущие за душу слова произнес Николай Тихонов, известный советский писатель, на встрече ленинградских интеллектуалов, где обсуждался XVIII съезд партии.
Сегодня такие сравнения можно услышать не только из уст ленинградских интеллектуалов. По всей стране врачи, инженеры, художники, писатели и школьные учителя признаются, что испытывают глубокое моральное удовлетворение благодаря тому, какое высокое и почетное положение занимает советский интеллектуал в социалистическом обществе.
Снова и снова можно услышать, как там и здесь повторяют слова товарища Сталина об интеллигенции, прозвучавшие в его речи на XVIII съезде.
Товарищ Сталин говорил о новой интеллигенции, единой в своих устремлениях, беззаветно отдающей свои знания, свои силы и способности советскому народу.
Товарищ Сталин сказал: «Интеллигенция за период советского развития успела измениться в корне как по своему составу, так и по своему положению, сближаясь с народом и честно сотрудничая с ним, чем она принципиально отличается от старой, буржуазной интеллигенции».
Разница в том, что благодаря Великой Социалистической революции интеллигенция освободилась от своих капиталистических хозяев и теперь может свободно служить народу и трудиться на благо общества. Ничто не может так сподвигнуть человека на творчество, как уверенность в том, что его труд пойдет на пользу не только ему самому, но и обществу.
***
Элита дореволюционной российской интеллигенции, пламенно любившая народ, отказывалась продаваться капиталистам, и тяжело страдала от невозможности служить народу.
В середине прошлого века Виссарион Белинский, великий российский революционный демократ, критик и публицист, писал, что будь у него возможность поработать на благо общества хотя бы десять лет, он бы в три года вернул свою утраченную юность.
Александр Герцен, еще один выдающийся российский прогрессивный мыслитель, принужденный жить в изгнании, скрепя сердце писал, что история российской литературы — «либо мартиролог, либо реестр каторги. Погибают даже те, кого пощадило правительство — едва успев расцвести, они спешат расстаться с жизнью».
Полицейский, самовластный режим подавлял волю российских интеллектуалов к сопротивлению, лишая их возможности трудиться на благо общества, и жестоко мстил тем, кто, презрев угрозы и запреты, все-таки решался работать для народа.
Царь повесил одаренного поэта-революционера Рылеева, убил Пушкина руками своего наймита, добился гибели молодого Лермонтова, объявил революционного публициста и мыслителя Чаадаева сумасшедшим…
Но это беда не одной только старой России. До сегодняшнего дня немецкие фашисты не могут простить великому Гейне призыв к народам восстать против ярма, в которое запрягли их правящие классы. И сегодня найдутся «образованные люди», ради благосклонности своих хозяев-обскурантистов спешащие замарать революционный образ Байрона, и все потому, что он презрел славу, богатство, почет и свое высокое положение, чтобы целиком посвятить себя делу народа.
***
Авангард интеллигенции всегда высоко нес факел прогресса и прогрессивных идей. Эти люди знали, что им нет другого места, кроме как в рядах народа, что их путь — путь народа, что их цель — борьба за народное дело. Вот почему передовая интеллигенция с распростертыми объятиями приняла революцию и приветствовала социальный переворот, запустивший на полную мощность неистощимые динамо-машины народной творческой энергии. Революция дала интеллигенции подлинную свободу трудиться на благо всего общества.
«FROM THE brightness of our sunny day we look at the evil darkness of the European night and see how the life of one-time progressive peoples has become a life of the jungle; we see how in this night fascism stifles everything that is human, everything that refuses to submit to the laws of this darkness» These stirring words were uttered the other day by Nikolai Tikhonov, well-known Soviet writer, at a meeting of Leningrad intellectuals that discussed the work of the 18th Party Congress.
Such comparisons are being made these days not only by the Leningrad intellectuals. At meetings throughout the country, doctors, engineers, artists, writers and schoolteachers have spoken with feelings of the deepest moral satisfaction, of the exalted and honorable position commanded by the Soviet intellectual in Socialist society.
Again and again the speakers repeated what Stalin said about the intelligentsia in his speech at the 18th Party Congress.
He spoke of the new Soviet intelligentsia, united in its aspirations, unstintingly devoting the whole of its knowledge, energies and ability to the people.
Stalin said in his report, «during the period of Soviet development the intelligentsia has undergone a radical change in both its composition and its status. It has come closer to the people and is honestly collaborating with the people, in which respect it differs fundamentally from the old, bourgeois intelligentsia.»
This difference consists in that thanks to the Great Socialist Revolution the intelligentsia has been liberated from its capitalist masters and is now free to serve the people and work for the good of society Nothing can move man to such creative energy and inspiration as knowledge that his work is of benefit not only to himself but to society as a whole.
***
THE CREAM of Russia’s intelligentsia who passionately loved the people and refused to sell themselves to the capitalists suffered deeply from the absence of this freedom to serve the people.
In the middle of last century, Vissarion Belinsky, great Russian revolutionary democrat, critic and publicist, wrote: «It seems to me that were I to be given freedom to work for society if only for 10 years… I might perhaps be able to return my lost youth in three years… I should become imbued with love for labor and find strength of will.»
Alexander Hertzen, another distinguished Rusian progressive thinker, forced to live in exile, wrote with an aching heart: «The history of our literature is either a record of martyrdom or of penal servitude. Even those whom the government has not destroyed, perish before they have reached maturity, in haste to depart this life»
The regime of the police and the autocracy was killing the Russian intellectuals' will to struggle, depriving them of the freedom to work for the good of society and wreaking cruel vengeance on those who, defying all restraint and persecution, continued to work for the people.
The tsar hanged that gifted poet and revolutionary Ryleyev, murdered Pushkin through a hired assassin, brought about the death of the young Lermontov, declared the revolutionary minded essayist and thinker Chaadayev insane …
Rut this does not apply to old Russia alone.
For to this day the German fascists cannot forgive the great Heine for having called upon the people to rise out of the brutish slough into which the ruling classes had driven them. To this day there are «learned men» who fall over themselves in their effort to curry favor with their obscurantist masters by be smirching the radiant image of Byron, and all because he, scorning honors, riches, glory and his easy station, had devoted his art and himself to the people’s cause.
В рядах передовой интеллигенции был К.А. Тимирязев, которого называют «российским Дарвином», незадолго до своей смерти признавший, что большевики трудятся для счастья народа и ведут народ к счастью.
Еще один выдающийся интеллектуал, чья жизнь неразрывно связана с революцией, — Владимир Маяковский, поэт-новатор, который писал, что все свои силы отдает «атакующему классу».
Грандиозный масштаб социалистического строительства, которого удалось достичь большевикам в стране, еще недавно отсталой и малокультурной, потребовал стремительного развития новой советской интеллигенции, пользующейся любовью, уважением и поддержкой партии и народа.
Таким образом, вполне естественно, что советский интеллектуал, отдающий плоды своего культурного труда на благо народа, не может не испытывать отвращения к фашизму, погружающему целые страны и народы в пучину варварства. Фашизм преследует, бросает в тюрьмы и уничтожает интеллигенцию.
Йозеф Геббельс совсем недавно с выдающимся цинизмом признавался, что у нацистского режима нет ни малейшего желания завоевать сердца интеллигенции — не потому что режим этого не может, а потому что не хочет; ведь интеллигенция для него была бы только лишним балластом. Геббельс здесь только развивает мысль своего фюрера о том, что Германия страдает от «излишнего просвещения».
Фашисты — отпетые враги прогресса. Фашизм развернул охоту на интеллектуалов; в лучшем случае фашистский режим обращается с ними как с отбросами. Социализм же, напротив, окружает интеллектуала почетом и создает ему все возможности для всестороннего развития, продуктивного труда и полной, увлекательной и безопасной жизни.
***
THE VANGUARD of the intelligentsia has always been the torchbearer of progress, of progressive ideas. These men knew that there could be no progress, other place for them but in the ranks of the people, that their path was the people’s path, that their goal was in the struggle for the people’s cause. That is why the vanguard of the intellectuals received the proletarian Revolution with open arms, welcomed the social upheaval that set in motion the inexhaustible dynamos of the people’s creative energy, that won for the intelligentsia genuine freedom to work for the good of society as a whole.
Among them was K. A. Timiryazev, known as the Russian Darwin," who declared before his death that: '‘The Bolsheviks … are working for the happiness of the people and will lead them to happiness."
Another distinguished intellectual whose whole life was associated with the Revolution was Vladimir Mayakovsky, the poet-innovator who wrote: «AIl the poet’s ringing power I give to you, attacking class.»
The tremendous scope of Socialist construction, achieved hv the Bolsheviks in a land only recently backward and of a low cultural level, brought about the rapid development of Soviet intelligentsia which enjoys the love, respect and support of the Government and the people.
And it is natural that the Soviet intellectual, who is a contributor to the culture of all mankind, cannot but abhor fascism, which plunges whole countries and nations into the abyss of barbarity. Fascism persecutes, baits and destroys the intelligentsia.
«We have not the slightest desire to win the intellectual over to our side not because we cannot do it but because we do not want to, for he would be merely ballast to us,» was the cynical statement uttered recently by Goebbels, expatiating on the Fuehrer’s «idea» that «We suffer at present from 'over-enlightenment» (?!)
Fascism is the inveterate enemy of progress. It hunts down the intellectual, or treats him like offal. Socialism surrounds the intellectual with the highest honor and create every opportunity for his all-round development, productive work and a life, full, interesting and secure.
//facts