/Очерки/истории
Сергей Эйзенштейн рассказывает о съемках «Александра Невского» // Director of «Alexander Nevsky» Describes How the Film Was Made
перевод
оригинал

И о том, как заморозить подмосковное озеро посреди лета. //And how to freeze a lake near Moscow in the middle of summer.

Сергей Эйзенштейн рассказывает о съемках «Александра Невского»

Один из самых выдающихся эпизодов в русской истории — славные победы русского народа под блестящим руководством Александра Невского — теперь увековечен в фильме «Александр Невский», съемки которого только что завершились.

Действие происходит в России XIII века. Разнообразные княжества, изолированные одно от другого, были бессильны сбросить иго татарских завоевателей, становившееся тяжелее с каждым днем. Единственным княжеством, свободным от татарского правления, было Новгородское, расположенное на северо-западе России.

В 1242 году немецкие рыцари-конкистадоры начали наступать с запада. Россия оказалась между двух огней: татары с одной стороны, немцы с другой.

Под предводительством великого воина и государственного деятеля, князя Александра Невского, жители Новгорода поднялись на борьбу с немцами. Решающее сражение произошло на Чудском озере (которое теперь находится в Ленинградской области) 5 апреля 1242 года. В истории оно известно как Ледовое побоище. Немцы были разбиты и обращены в бегство…

Прежде чем мы приступили к съемкам фильма, нам пришлось ознакомиться со множеством исторических сведений, добыть которые было не всегда легко — XIII век был эпохой непрерывных войн, и многие культурные памятники погибли. Мы прочли все, что смогли найти: старые церковные летописи, древние манускрипты по истории конницы, истории средневековых войн и даже путеводители по старым русским городам. Кроме исторических документов мы ознакомились с художественной литературой, посвященной эпохе, и с коллекциями нескольких музеев.

Особенно полезными оказались наши поездки на места исторических событий. Мы посетили Переславль-Залесский (теперь Ярославская область) и Новгород и осмотрели там памятники XIII века, древние русские церкви, такие как знаменитый собор Св. Софии

Со страниц старых манускриптов с их причудливыми старомодными буквами и древними миниатюрами-иллюстрациями, со страниц церковных летописей звучала, выделяясь, одна главная тема. Об одном говорили и заржавевшее оружие, и крепостные подвалы, и стены древних городов — о национальной гордости, о любви к своей стране, о патриотизме русского народа.

ONE OF the most outstanding episodes of Russian history, glorious historical victories of the Russian people under the brilliant leadership of Alexander Nevsky, is the subject of the film «Alexander Nevsky» which we have just completed.

The scene is laid in 13th century Russia. The various princedoms, isolated from one another, were helpless to throw off the yoke of the Tatars whose forces grew stronger every day. The only princedom free from Tatar rule was that of Novgorod in the northwest of Russia.

In 1242, the German knights, conquistadors, commenced to advance from the west. Russia stood between two fires: the Tatars on the one side and the Germans on the other.

Led by the great soldier and states man, Prince Alexander Nevsky, the people of Novgorod rose against the Germans. The decisive battle, which took place on Lake Peipus (in what is now Leningrad Province) on April 5, 1242, is known in history as the «Battle on the Ice.» The Germans were smashed and utterly routed…

Before commencing to shoot the film we had to go through a great deal of historical data which was not so simple to collect, for the 13th century was an epoch of incessant wars when many precious monuments of culture were lost to posterity. We read everything we could lay our hands on: old church records, ancient manuscripts on the history of cavalry, the history of medieval wars and guidebooks to old Russian citiesю In addition to historical data we read a great deal of literary works dealing with the epoch and studied museum exhibits.

Our trips to the actual scenes of the historic events were extremely helpful. We visited Pereyaslavl-Zalessk (now Moscow Province) and Novgorod (Yaroslavl Province) where we saw 13th century monuments and ancient Russian churches such as the famous St. Sophia Cathedral.

Through the pile of old manuscripts with their curious, old-fashioned style and lettering, through the ancient miniatures and the pages of the church records, the main theme stood out in bold relief. It stared at us from the rusty weapons, from the feudal dungeons and the walls of the ancient cities.

This theme was one of national pride, of love for country, of patriotism of the Russian people.

image

Любопытно и сегодня

В ходе нашей работы мы все больше и больше убеждались в том, что исторический фильм, который мы снимаем, вполне современен. С первых же страниц древних летописей мы почувствовали, что эта история неразрывно связана с нашим временем — ведь в наши времена потомки тех самых «псов-рыцарей», как русские люди называли их в старину, разрушают огнем и мечом мирные города и деревни.

Действие нашего фильма происходит зимой — это прекрасный сезон для кино. Русская зима, сверкающий прозрачный лед, метели, бороды и усы покрыты инеем! Но нам пришлось отказаться от настоящего льда и настоящего снега, так как не было времени дожидаться зимы.

Мой соавтор-режиссер, Д. Васильев, предложил использовать комбинацию асфальта, так называемого растворимого стекла, белого песка и мела в качестве замены снегу. Эдуард Тиссе, наш главный оператор, добился убедительности. Сначала мы соорудили площадку размером 2 на 1,2 метра. На пленке она выглядела так удачно, что когда снятые на ней кадры подмонтировали к сценам, снятым настоящей зимой, заменить разницу оказалось невозможно. «Растворимое стекло» дало полную иллюзию блестящей ледяной поверхности. Позже этим «стеклом» покрыли огромное поле площадью 30 000 кв. метров, где мы снимали батальные сцены.

Как заморозить озеро посреди лета

Эксперимент со съемкой зимних сцен летом оказался вполне удачным. Особенно любопытны эпизоды, в которых рыцари тонут, провалившись под лед. Эти сцены мы снимали на озере неподалеку от Москвы. Один участок берега покрывал «снег», несмотря на то что на противоположном берегу зеленела трава. На берегу уложили мешки, присыпанные толстым слоем алебастра, а изморозь на деревьях изобразили при помощи белой краски и хлопка. 17,5 тонны «льда» были уложены на понтоны, наполненные воздухом и скрытые под водой. По сигналу воздух из этих понтонов выпустили, и «лед» ушел под воду.

Грандиозный масштаб фильма, множество массовых сцен — все это требовало множества костюмов, оружия и другого реквизита. Только для сцены битвы на льду нам пришлось заказать 2000 кольчуг, 1950 плащей, кафтанов и прочей униформы, 1250 штанов и рубашек, 1700 пар кожаной обуви, более 1400 шлемов, 500 шапок всех разновидностей, 2200 поясов — всего 12 000 предметов костюма, и это не считая мечей, щитов, копий, пик, кинжалов и топоров. Сравнить количество костюмов в этом фильме можно только с картиной «Петр Первый».

Постройка огромного города

Пришлось строить и крупномасштабные декорации. Наш «Новгород» превратился в полноценный городок недалеко от Москвы. Мы возвели его на берегу одного из притоков Москвы-реки. Блестящие купола Псковского собора выросли на том самом поле, где мы снимали «битву на льду».

Роль Александра Невского исполняет Заслуженный артист РСФСР Николай Черкасов. Он же играл царевича Алексея в «Петре Первом» и профессора Полежаева в «Депутате Балтики». Мы выбрали Черкасова не только потому что он обладает всеми внешними качествами, которые нам требовались, но и потому, что он прекрасный, вдохновенный актер, способный вжиться в любую историческую роль.

Готовясь к роли, Черкасов изучал старинные манускрипты — летописи и свидетельства очевидцев. Играть Александра Невского не самая легкая задача, так как опереться почти не на что. Мы взяли обобщенный тип русского князя XIII века, представленный на летописных иллюстрациях, старинных монетах и резьбе по дереву. Фигура Александра Невского, сильного вождя — олицетворение великой силы и великой мудрости. Таким он и предстал перед нами в исполнении талантливого актера Черкасова.

Замечательная музыка

«Александр Невский» — мой первый звуковой фильм. Музыку к нему написал Сергей Прокофьев, с которым мы давно мечтали поработать вместе. Прокофьев исключительно быстро схватывает тему и блестяще излагает ее в музыкальной форме. Так что музыка в фильме неразрывно связана с действием. Именно благодаря мастерской работе Прокофьева и оператора Тиссе нам удалось достичь полного естественного синтеза действия и музыки.

«Александр Невский» — грозное предупреждение тем, кто подбирается к границам Советского Союза. Раз уж Россия XIII века, изнывающая под гнетом татаро-монгольского ига, смогла разгромить немецких «псов-рыцарей», то теперь, вместе с другими народами Союза Советских Социалистических Республик, нанесет врагу сокрушительный удар.

Of Interest Today

In the process of our work, we became more and more conscious of the fact that the historical film we were about to produce was primarily of contemporary interest. From the very first pages of the ancient records we felt the amazing inner relation with our modern times. For in our days the descendents of the German «cur-knights», as the Russian people called them of old, are destroying peaceful towns and villages by fire and sword.

The action of our film takes place in the winter, a highly attractive season of the year for the cinema. You have the Russian winter, the crystal ice, snow-storms, and mustaches covered with hoar-frost! But we had to give up the idea of real ice, real snow for we had no time to wait for the winter.

My co-director, D. Vasilyev, proposed using a mixture of asphalt, water glass, white sand and chalk as a substitute for snow. Edouard Tisse, our chief cameraman, did a great deal to make it effective. A model of an icefield 2 by 1.2 m. in size was made first. The filming of the model was so successful that when these shots were pasted onto ones of real winter scenes it was impossible to tell the difference, Water glass gaves the complete illusion of a sparkling ley surface, Later on, such «ice» was used to cover an enormous field of 30,000 sq. m., where the battle scenes were shot.

‘Freeze' Lake In Summer

This experiment in shooting winter scenes in the summer proved successful. Of especial interest are the episodes showing the knights sinking under the Ice. These scenes were shot on a lake near Moscow. One part of the shore was covered with «snow,» although a carpet of grass spread over the opposite bank. The shore was overlaid with sacking, covered with a heavy layer of alabaster; «hoar-frost» on the trees was produced by covering the branches with white paint, dotted with fluffs of cotton. The «ice,» weighing 17.5 tons, was supported by pontoons filled with air and concealed under water. At a signal, the air was released from the pontoons and the «ice» submerged.

The tremendous scale of the film and the large number of mass scenes necessitated a large amount of costumes, weapons and other properties. For the «Battle on the Ice» alone, we had to order 2,000 coats of mail; 1,950 cloaks, heavy overcoats and uniforms; 1,250 shirts and trousers; 1,700 pairs of sundry footwear; more than 1,400 helmets; 500 hats of nil kinds; 2,200 belts—altogether 12,000 articles, not including swords, shields, spears, lances, daggers and axes. The amount of costumes and properties for this film can be compared only to that used in the film «Peter I.»

Build Huge City

Large-scale setting had to be built as well. Our «Novgorod» grew into a veritable city situated near Moscow on one of the tributaries of the Moscow Biver. The silver cupolas of the Pskov Cathedral were built on the very spot on which we shot the scenes of the «Battle on the Ice.»

The role of Alexander Nevsky is played by Honored Artist of the RSFSR Nikolai Cherkasov, who played Prince Alexei in «Peter l» and Professor Polezhayev in «Deputy of the Baltic.» We cast Cherkasov not only because he possesses all the physical qualities we required. His splendid, inspired acting, his remarkable adaptability to historical roles is his chief virtue.

In building up his role, Cherkasov studied a number of old manuscripts, records and the stories of eye-witnesses. It was no easy task to play Alexander for there was extremely little to go by. We simply borrowed the type of Russian prince of the 13th century taken from illustrations to the manuscripts, old coins and carvings. The figure of Alexander Nevsky, the popular leader, is the embodiment of great power and wisdom, and it is thus we see him as portrayed for us the talented actor Cherkasov.

Brilliant Music

«Alexander Nevsky» is my first sound film. The music was written by Sergei Prokofiev, who has long shared my desire that we work together. Prokofiev is exceedingly quick to grasp a theme. and render it brilliantly into music. Hence, the music to this film is organically linked with the action. It is thanks to such masterly work by Prokofiev and by Tisse, the cameraman, that we have succeeded in achieving a completely organic fusion of music and action.

Alexander Nevsky" is a stern reminder to all those who dream of encroaching on the frontiers of the Soviet Union, Dial if 13th century Russia, shackled under the Tatar yoke, was able to smash the German «cur-knights,» the free Russian people In the 20th century, together with the other peoples of the Union of Soviet Socialist Republics, will deal a crushing blow to the enemy.

факт//
//facts
Патриотическая тема в творчестве Эйзенштейна («Александр Невский», «Иван Грозный») стала символом перемены идеологических установок — если в 1920-е все без исключения эпохи дореволюционной истории объявлялись реакционными, отсталыми и великодержавно-шовинистическими, то в 1930-е, по мере отказа от идеи мировой революции, некоторые исторические фигуры были постепенно реабилитированы — в особенности это касалось полководцев и радикальных реформаторов. Именно в этот период Александр Невский, Иван Грозный и Петр Первый прочно входят в советский исторический пантеон.
история
почему это важно