/Очерки/истории
Первая женщина — командир военно-воздушных сил // The First Woman Air Commander
перевод
оригинал

Сумарокова — первая и единственная в мире женщина-командир военно-авиационной службы. //Sumarokova is the first and only woman commander in military aviation service in the world.

Первая женщина — командир военно-воздушных сил

№ 8 (10 февраля) 1933

Автор: не указан

Когда ей было два года, Надежда потеряла мать. До восьми лет она жила с отцом, который работал школьным учителем в Тифлисе. Именно здесь она осуществила свой первый полет вместе с шестнадцатилетним двоюродным братом по имени Миша. Вдвоем молодые летчики создали конструкцию наподобие планера после пяти дней напряженной работы. На следующее утро они взлетели на нем с невысокого холма. Первая попытка завоевания воздушного пространства обернулась неудачей. Миша сломал ногу, а Надежда отделалась несколькими царапинами на носу и подбородке. После этого рокового события ей пришлось отказаться от полетов, потому что отец больше «не выносил подобного вздора».

В марте 1923 года Сумарокову зачислили в военное авиационное училище в Егорьевске. Несколько недель потребовалось, чтобы преодолеть все преграды. «У нас нет указаний принимать женщин», — заявил начальник школы. «Военная авиация — это не женское дело», — повторяли все, к кому она обратилась с просьбами. В итоге ее приняли.

WITH a broad smile Nadezhda Sumarokova invited me to sit down. A single bar attached to the collar of her blue jacket indicated the rank of brigade commander, equivalent to a major’s communication abroad.

Nadezhda lost her mother when she was two years old. Until the age of eight she lived with her father who was a school teacher in Tiflis. It was here that she made her debut as an aviatrix, together with her 16-year old cousin Misha. After five days of hard labor the two youthful pilots constructed something that was supposed to be a glider, and the next morning dragged it up one of the low hills. This first attempt to conquer the air was a complete washout. Misha broke a leg, while Nadezhda escaped with only a few scratches on the nose and chin. After this fateful event she had to give up flying because her father «would not s and for any more nonsense.»

In March 1923 Sumarokova enlisted in a military aviation school in Yegoryevsk. It took several weeks before she succeeded in breaking the barriers that stood in her path. «We have no instructions to accept women,» said the commander in charge of the school. «Military aviation is not a woman’s job,» repeated a dozen others to whom she appealed for help. It was only after Kalinin interfered that he was enlisted.

image

Создание изобретений

После окончания курса обучения в Егорьевске Сумарокова поступила на курсы технической авиации в Ленинграде, которые окончила в 1926 году. С тех пор она управляет военными самолетами всех типов, от легких разведчиков до тяжелых бомбардировщиков. Она провела в воздухе около 1000 часов и преодолела расстояние около 200 000 км.

Четыре года назад Сумарокова в качестве инструктора сопровождала молодого и неопытного летчика. Он потерял управление, после чего самолет потерпел крушение в горах. Молодой летчик погиб на месте. Сумарокову доставили в больницу с переломами позвоночника и шести ребер.

«Врачи сказали, что даже если я каким-то чудом выживу, то останусь калекой. Тем не менее их предсказания не сбылись. Я провела в госпитале весь год, но, как видите, здорова», — рассказала она.

После этого происшествия Сумарокову назначили на должность главы департамента специальной службы экспериментального аэродрома в военно-воздушной академии. Под ее командованием оказались более 50 служащих. Последние три года почти все время она посвящает научным исследованиям.

Сумарокова является создателем нескольких изобретений в области авиации, а также первой летающей лаборатории. Ее считают экспертом по оснащению тяжелых самолетов, предназначенных для научных и учебных полетов. Сумарокова проявляет впечатляющей энтузиазм в отношении своей работы. Летом она проводит от 12 до 15 часов в день на аэродроме и в лабораториях. В будущем она планирует продолжить исследовательскую деятельность и приложить все усилия для усиления обороны Советского Союза.

«Я хотела бы добавить кое-что еще, — говорит Сумарокова. — Утверждение о том, что женщина не пригодна для военной службы — полнейший вздор. Мой десятилетний опыт доказывает, что при желании женщина вполне может справляться с мужской работой. Тем не менее, я не могу не согласиться с тем, что большинство представительниц моего пола забывают о своих амбициях, как только выходят замуж. Характер — вот что необходимо среднестатистической женщине»

Made Several Inventions

After completing the course of training in Yegoryevsk, Sumarokova entered a course on technical aviation in Leningrad, which she graduated in 1926. Since then she has been piloting military airplanes of all types, from light scouting planes to heavy borribers. She has spent about 1,000 hours in the air and covered a distance of some 200.000 km.

Four years ago instructor with Sumarokova flew as a young inexperienced pilot who lost control of the plane and crashed it into a mountain. The young pilot was killed outright and Sumarokova was picked up later with a broken spine and six broken ribs.

«The doctors said I would not live, and even if by some miracle I did survive, I would remain a cripple for the rest of my life. Their predictions, however, did no', materialize. I spent a whole year hospital, and you see I am not a in the cripple,» said the major

After this accident Sumarokova was transferred to the Military Aviation Academy where she was appointed chief of the Special Service Department of the Experimental Flying Station, with over 50 men under her command. In the past three years she has been devoting most of her time to scientific research work.

Sumarokova is the author of several inventions in the field of aviation, and was the organizer of the first «flying laboratory.» She is now considered an authority on equipping heavy-type airplanes for scientific and student flying.

Sumarokova is very enthusiastic about her work. In the summer she spends from 12 to 15 hours a day on the airdrome and in the laboratories. For the future she plans to continue research work and contribute all she can to strengthening the defense of the Soviet Union.

«One thing more I would like to add,» said Sumarokova. «The assertion that women are not fit for military service is nothing but humbug. My experience of 10 years is enough to prove that a woman can shoulder a man’s job if she only wants to. I agree, however, that the over whelming majority of my sex, particularly in other countries, forget all their ambitions as soon as they get married. What the average woman needs is more character.»

факт//
//facts
Женщины-летчицы были постоянными героями страниц советской прессы В 1938 году троим из них было впервые присвоено звание героев советского союза: его получили Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова за самый длинный (на тот момент) в истории беспосадочный перелет. Самолет летел из Москвы на Дальний восток в течение 26 часов 29 минут.
история
почему это важно