/Очерки/истории
О Стахановском движении // About the Stakhanov Movement
перевод
оригинал

Максим Горький — о движении, которое «выковывает» нового человека. //This Movement Is Helping to Forge a New Man.

О Стахановском движении

Автор: не указан

Товарищ Сталин рассказал нам о причинах и о смысле стахановского движения. Стахановское движение явилось результатом культурного роста рабочих и колхозников, результатом осознания ими победоносной силы и государственного значения социалистического труда, результатом освоения техники и роста в людях чувства ответственности перед родиной за свою работу, за свое поведение.

По некоторым признакам можно думать, что мудрая речь товарища Сталина понята не во всей ее глубине. Понято развернутое товарищем Сталиным значение стахановского движения в производстве, но не привносятся выводы в наш быт, не совсем понятна социальная педагогика этой замечательной речи. А непонятна педагогика эта потому, что для большинства молодежи нашей неясно коренное различие понятий: конкуренция и соревнование. В этом указании нет упрека, ибо оно не имеет в виду чьей-либо вины, нельзя упрекать людей за то, что им трудно понять жизнь, тяжесть которой они не испытали.

Тут дело в том, что дореволюционная классовая жизнь людей целиком сводилась к насилию, к непрерывной, напряженной конкуренции в деле эксплуатации человека человеком. Эксплуататорами человеческой энергии были не только помещики, фабриканты, лавочники, кулаки в деревнях, управляющие поместьями, директора фабрик, приказчики тоже, в свою очередь, были кровососами и эксплуатировали подчиненных им людей — конторщиков, техников, младших приказчиков, батраков. Кучер эксплуатировал конюха, мельник — «подсыпку», десятник — плотника, поп — дьячка, интеллигент — домашнюю прислугу — горничных, нянек, кухарок и т.д.

Всеобщая эксплуатация

Не было человека, который так или иначе, в той или иной форме не подвергался бы насилию; все люди «низшего класса» принуждены были продавать свою силу. Все люди — начиная с семьи, со школы — воспитывались насильниками, и каждый, кого эксплуатировали, видел, что насилие — закон жизни и что для того, чтоб жить легче, сытнее, надобно пользоваться чьей-либо чужой силой, платя за нее как можно дешевле. В конечном счете конкуренция сводилась именно к эксплуатации человека человеком, класса классом. К этому она сводится и в наши дни в буржуазных государствах.

Молодежь наша, конечно, знает по книжкам эту подлейшую, постыднейшую жизнь, но все же книжки еще не в силах показать стыд и мерзость жизни этой во всей ее отвратительной сущности. Человека насиловали не только физически, высасывая из него рабочую силу, его и политически держали за горло, чтоб не кричал, не жаловался на жизнь никому, кроме Бога, которого нет, да и Богу молиться разрешали только молча, а не вслух. Человека всячески унижали: высосут его, обессилят и глумятся над его бессилием, чтоб окончательно уничтожить в нем возможность протеста, признаки еще не совсем вытравленного чувства собственного достоинства, желание лучшего, мечту о какой-то другой жизни на земле.

Comrade Stalin told us the reasons for the Stakhanov movement and its meaning. The Stakhanov movement is the result of the cultural growth of the workers and collective farmers; the result of their-understanding of the conquering force and significance to the state of socialist labor; the result of their having mastered technique and the growth of their feeling of responsibility toward their country for their work and their behavior.

There are indications that Comrade Stalin’s wise speech was not understood in aII its profundity. The significance Stalin ascribes to the Stakhanov movement in industry is understood, but its application to our own lives is not made; the social pedagogy of that closing speech is not entirely understood.

That pedagogy is not understood because to most of our young people the fundamental difference between rivalry and petition is not clear. Here, no reproach is intended for they mean no harm; people cannot be blamed because it is difficult for them to understand a life the severity of which they have not experienced.

The fact is, however, that class life before the Revolution resolved itself wholly into a constant intense forced rivalry in the business of the exploitation of man by man. The exploiters of human energy were not only landlords, manufacturers, shop owners, rich peasants in the country. Administrators, factory directors, sales clerks were also in turn bloodsuckers, grinding down the people under them — the cashiers, technical assistants, young clerks and day laborers. The coachman exploited the groom, the miller — his helper, the foreman — his men, the priest — the sexton, the intellectual — his houseworkers, and so on.

Universal Exploitation

There was no one who was not subjected to force in some form or other. All people of the «lower class» were compelled to sell their strength. All people In all phases of life — beginning with the family, and the school — were educated by force and each one of the exploited saw that force was the law of life. He saw that to make life easier and to have more, it was necessary to make use of some kind of outside force, paying for it as cheaply as possible. In final analysts, such competition resolved itself into the exploitation of man by man and class by class. That is what it amounts to in our own times in bourgeois states with their class structures.

Our young people know about this infamous shameful life, of course, from books, but no books would show the shame and abomination of that life in all its sickening reality. Man not only had to submit to physical force which sapped his labor power, but to a political force that clutched at his throat to prevent him from crying out, for complaining about life to anyone except God, who does not exist; and even to God he could pray only silently, not out loud. They suppressed man in every way; drained him dry, robbed him of his strength and then mocked at his helplessness in order to destroy finally every possibility of protest from him, every sign of feeling of his own worth which may have remained in him, any desire for something better, or dream of some other kind of life on earth.

image

Новые стремления

Человек человека боялся, каждый подозревал в другом возможного врага, конкурента на его место, на его кусок хлеба. Человека держали так, чтоб работать он мог, пока не издох. И было очень много весьма «образованных» людей, которые считали эту подлую жизнь в крови, в грязи «красивой», сокрушались о том, что варвары-большевики разрушили ее. Еще недавно, лет шесть тому назад, один из таких, эмигрант, кричал в письме своим сестрам: «Никогда не простит история большевиков, которые лишили нас возможности пользоваться плодами красивой жизни, которую мы создали».

Стахановское движение — огненный взрыв массовой энергии, взрыв, вызванный колоссальными успехами труда, сознанием его культурного значения, его силы, освобождающей трудовое человечество из-под гнета прошлого. Стахановское движение — социалистическое соревнование в труде, приподнятое на еще большую высоту. Мне кажется, что понятие «соревнование» теперь пополняется новым содержанием и должно будет весьма благотворно воздействовать на быт, помочь людям страны Советов установить между ними новые отношения.

Социалистическое соревнование ставит целью своей сделать всех нас, социально равноправных, равносильными и равноценными, не стесняя развития своеобразных способностей каждого, а помогая росту их. Чем разнообразнее таланты и дарования людей, тем более ярко горит жизнь, тем богаче она фактами творчества, тем быстрее ее движение к великой цели — организации всего мира трудящихся на новых, коммунистических началах. В стахановском движении не должно быть места мещанскому, индивидуалистическому стремлению человека встать выше другого и насиловать его способности в свою, личную пользу, как это принято и узаконено в обществе классовом.

Новая психология

Если мне скажут: «культура — это насилие» — еще есть люди, способные сказать так, — я не буду возражать им, но внесу поправку: культура тогда насилие, когда она направлена личностью против самой себя, против ее анархизма, унаследованного от веков истории, построенной мещанством на крови и на костях трудового народа. Равноправность, равносилие, равноценность людей должны истребить в них постыдные и позорные в социалистическом обществе чувства зависти и жадности — болезни мещанства, которые привели его к предсмертной агонии. Если некое «я» признает себя необходимой штучкой в мире, оно должно признать таковым же и всякое другое «я». Кстати, этим оно избавится от сознания своего одиночества на земле — от сознания, которое особенно характерно для мещанина, является источником его жалоб на жизнь и служит для него «кривым зеркалом», в котором он видит сам себя героем, гением, чужим и непонятным миру.

Мы прожили восемнадцать лет боевой, очень трудной и совершенно сказочной жизни. Не говоря о том, как много — колоссально много! — создано за эти годы, мы должны помнить, что колоссальный этот труд создали десятки тысяч людей совершенно новой психологии. В чем это новое? Мария Демченко пишет мне: «Труд — величайшая святыня в нашей стране». «Свободный труд на пользу нашего социалистического отечества — величайшее счастье и радость для меня, родители которой работали всю жизнь, не зная наслаждения трудом». Так говорит не одна Демченко, и это не только новые слова, это новое чувство.

New Strivings

Man feared man; each suspected the other of being a possible enemy, a rival for his place, for his piece of bread. They saw to it that man should toil until he died. And there were many «educated» people who regarded this infamous life of blood and dirt as «beautiful,» and were distressed when Bolshevik barbarians destroyed it. Only six years ago, one of them, an emigre, wailed in a letter to his sisters: '"History will never pardon the Bolsheviks for depriving us of the fruits of the beautiful life which we created".

The Stakhanov movement is a flaming outburst of mass energy, an explosion produced by the colossal successes of labor, by the consciousness of its cultural significance, its force in liberating working humanity from the yoke of the past. The Stakhanov movement is socialist competition in labor raised to still greater heights. It seems to me that the conception of «competition» is now filled with new meaning and will inevitably have a very favorable effect on life, will help people of the Soviet land to establish new relationships with one another.

Socialist competition undertakes to make us all social equals, equal in strength and worth, not hampering the development of individual capabilities but on the contrary, fostering their growth. The more varied the talents of people, the more vivid their lives; the richer their lives are in creative work, the more rapidly they will move toward the great goal of organising the whole world of labor along the line of new communist beginnings. The Stakhanov movement has no place for petty merchant-class, individualistic ambitions on the part of one man to rise higher than another and use another’s talents for his own profit, as is accepted and legalised in class society.

The New Psychology

If they say to me: «culture is force» — there are still people capable of saying that — l will not contradict them, but I will make a correction: culture is force the moment the individual uses force against himself, against his own anarchy and his own heritage from centuries of history erected by the merchant class on the blood and bones of the workers.

Equal rights, equal strength, equal worth should destroy people’s feelings of hate and greed shameful to socialist society. Such feelings are the diseases of the merchant class which have brought it to its death throes.

If some «I» recognize himself as necessary to the world, he should recognise every other «I» as equally essential. In this way he escapes the feeling that he is alone in the world — a feeling characteristic of the merchant. That feeling was a source of grievance against life and served the merchant as a «trick mirror» in which he saw himself as a hero, genius and stranger in a world that did not understand him.

We have lived through 18 years of struggle, very difficult and wonderful years. Without speaking of how much— a colossal amount— we have created in these years, we should recall that this tremendous work was done by tens of thousands of people of a completely new psychology.

What is new about it?

Maria Demchenko writes to me: «Labor is the most sacred thing in our land. Free labor in the service of our socialist fatherland is the greatest joy and happiness for me, whose parents worked their whole lives without knowing the joy of labor.» Demchenko is not the only one who talks like this. They are not only new words but new feelings.

image

Новые сокровища

Когда рабочие люди испытывали счастье, радость, наслаждение трудом? Так как они никогда еще не работали на отечество, которого не имели, — они не могли испытывать этих чувств.

И вот для молодежи нашей завоевано отечество. Она, молодежь, — полная хозяйка огромной, богатейшей страны, щедро, почти ежедневно открывающей пред нею все новые и новые сокровища. Это должно научить молодежь открывать и развивать в себе самой сокровища своих талантов, способностей.

В нашем быту еще много такого, что должно быть изгнано, истреблено. Нам нужно создавать новый, социалистический быт. Нужно, чтоб слова «товарищ», «друг» не были пустыми словами, как это заметно в быту. Нужно воспитывать друг друга как вместилища равноценной энергии — равноценной, но неравномерно развитой. Советский человек — существо, все более привлекающее внимание трудящихся земли, — надо, чтоб это был образцовый человек не только в его трудовой деятельности, но и в бытовых его отношениях.

В Союзе Советских Социалистических Республик все граждане должны заботиться о том, чтоб каждый из них до конца развил и полностью выявил свои способности. Поэтому социалистическое соревнование у нас — по существу, по смыслу своему — взаимопомощь 170 миллионов народа — миллионов рабочих, колхозников, инженеров, теоретиков и практиков науки, литераторов, артистов различных искусств — взаимопомощь и сотрудничество в деле создания социалистической культуры.

Любовь к труду

Стахановцы наглядно показывают нам, что любой человек может быть артистом в своем деле, если он этого хочет. Чем сильнее, чем более ярко выражает пред нами артист свой талант, тем больше мы уважаем и любим его. Нуте-ка, давайте, подражая стахановцам, постараемся быть такими же честными артистами, каждый в своей работе. Этим подражанием мы не только решили бы вопрос о кадрах, но создали бы такое настроение, такую атмосферу вокруг себя, которая быстро излечила бы нас от всей той мещанской, пошленькой и глупой дряни, которая, к сожалению, еще живет в нас и очень мешает нам жить, как следовало бы и как пора уже!

Возможна ли жизнь людей в крепком уважении друг к другу? Возможно все, чего мы коллективно, единодушно хотим и чего захотим. Церковь, подлая спутница истории, играла роль сводни, убеждая бедных любить богачей. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», — учила она, утверждая животную любовь человека к самому себе как высший идеал любви. В противовес этому хитрому и лживому учению, явно и совершенно не применимому в условиях мещанской, волчьей жизни, в условиях необходимости бесчеловечного насилия над рабочим классом, над всей массой трудового народа, — в противовес этой проповеди лицемеров мы создаем условия жизни, в которых можно любить людей, не кривя душой, — любить за героизм их труда, за прекрасную их работу всестороннего развития и укрепления нашей родины, на которую точит зубы и когти издыхающее мещанство всех стран, на которую пролетарии всей земли привыкают смотреть как на свое отечество.

New Treasures

When have workers experienced happiness and satisfaction in work? Since they never worked for their fatherland, for they did not have a fatherland, they could not have experienced these feelings.

And so our youth have conquered for themselves a fatherland. They, the youth, are complete masters of a huge, rich, lavish country which almost daily opens up new treasures before them. That should teach the youth to discover and develop the treasures of their own talents and capabilities.

There is still much in our life that must be driven and destroyed. We must create a new socialist life. We must reach the point where the words of a comrade will not be merely empty words, as we sometimes find today. We must teach each other, as reservoirs of energy of equal value but unequally developed. Soviet man is a being who is more and more attracting the attention of the workers of the world. He must be a model man not only in his labor activity but in the relationships of his life.

In the USSR all citizens should take care that each one is completely developed and using his capacities to the fullest. That is why our socialist competition essentially means mutual aid between 170 million people of workers — collective farmers, engineers, scientists, writers, artists — mutual aid and cooperation in building socialist culture.

A Love of Labor

The Stakhanovites show us graphically that any man can be an artist in his work if he wants to be. The more forcefully and brilliantly an artist expresses his talents, the more we respect and love him. So let us imitate the Stakhanovites and try to be just such honest artists, each in our own work. Such emulation would not only solve the problem of cadres but would create such an attitude, such an atmosphere around us that we would soon rid ourselves of all stupid, infamous merchant class rubbish that unfortunately still exists among us and greatly interferes with our lives. It is high time we did this!

Is it possible to create a life in which people strongly respect one another? Everything is possible if we collectively and unanimously want it. The church, that infamous fellow traveler of history, played the role of procurer, persuading the poor to love the rich. «Love your neighbor as yourself» it taught, setting up the bestial love of man for himself as the ideal of love. As opposed to that cunning and false teaching, clearly suited to the predators conditions of merchant life, requiring inhuman force to be exercised against the working class, against the masses of workers; as opposed to that hypocritical preaching, we create conditions of life in which it is possible to love people sincerely, to love them for the heroism of their labor, for the beauty of their work in the many-sided development and strengthening of our country — which makes the merchant class of all countries sharpen their teeth and claws and makes the proletariat of all the world look upon our country as their fatherland.

факт//
//facts
Стахановское движение сильно популяризовалось советской прессой. Особенно фигура самого Стаханова, которого, кстати, на самом деле звали Андреем. По распространенной версии, Алексеем его ошибочно назвала газета «Правда», после чего по личному поручению Сталина Стаханову выдали новый паспорт с новым именем. Газеты живописали трудовые подвиги ударников труда, но многие из них не просто не могли удерживать высокий уровень производительности, но иногда и едва выполняли норму. Во многом это было связано с чудовищной организацией труда: рабочим выдавали плохие материалы, не подготавливали инструменты и так далее. Стремление к рекордам ради рекордов нарушало производственный процесс, приводило к перерасходам сырья и поломке и износу оборудования. Проблем на производстве меньше не становилось, и власти начали искать среди специалистов «вредителей», которых обвиняли в саботаже, что впоследствии привело к пику репрессий.
история
почему это важно