/Очерки/истории
Московские рабочие смотрят на звезды // Palace of Culture
перевод
оригинал

В новом ДК завода ЗиС (будущий «ЗИЛ») есть концертные залы, библиотеки, зимний сад и обсерватория. //200 Rooms—Lecture and Concert Hall Studios, Reading Rooms—Are Models of Comfort; All Forms of Recreation Provided.

Московские рабочие смотрят на звезды МАММ/МДФ

По узкой винтовой лестнице с блестящими перилами мы поднимаемся под свод металлического купола. В помещении полутьма. Но наш провожатый подходит к механизму, двигает невидимые рычаги, и купол над нами бесшумно раскрывается, разделяясь на две равные части — становится видно серое небо.

В центре помещения возвышается семидюймовый телескоп. По ночам рабочие ближайшего завода — Автомобильного завода имени Сталина — приходят сюда посмотреть на звезды. Это самая высокая точка в Москве. Астрономы-любители иногда пытаются подсчитать, за сколько новый блестящий ЗиС — из тех, что сходят с конвейеров завода, преодолеет расстояние до Луны и обратно, если разовьет максимальную скорость. Кто знает — может быть, среди участников этого кружка астрономии есть будущие конструкторы стратопланов, на которых советские первооткрыватели полетят к Луне, Марсу и другим планетам Солнечной системы.

Архитекторы дворца культуры Пролетарского района Москвы, братья Веснины, спроектировали здание так, чтобы на протяжении всего дня в него проникало как можно больше солнечного света. Во дворце культуры около 200 помещений — они используются как лекционные и концертные залы, балетные студии, комнаты для чтения. Остальные — павильоны для отдыха, всегда залитые солнечным светом.

Внутри дворец культуры обставлен по-спартански — это бросается в глаза. Стены, выкрашенные светлой краской, дубовые двери, фурнитура из никеля. Мощная, сдержанная пластика прямых линий. Фойе украшают стройные колонны, перехваченные узкими металлическими обручами. Больше никакого декора здесь нет, но легкая, воздушная архитектура в сочетании с избытком света — само по себе украшение, достойное дворца.

Пройдя чуть дальше, оказываешься в зимнем саду. Здесь журчат фонтаны, на клумбах распускаются цветы. Рядом пальмы, лимонные деревья. Среди цветов и растений расставлены парковые скамейки. Сам сад невелик, но кажется большим, потому что окружен огромной стеклянной стеной, за которой раскинулся заснеженный парк — он как будто продолжает сад.

По обеим сторонам зимнего сада расположены лестницы, ведущие выше, на другие этажи. По ним можно подняться на террасу, тоже уставленную пальмами и скамейками и как бы нависающую над садом, и взглянуть на него с неожиданного угла.

A narrow spiral staircase with shiny banisters brings us under a heavy metallic dome. The place is in semi-darkness. But our guide goes up lo the mechanism, sets invisible levers in motion, and the dome, quietly breaking into two parts, opens above us a sullen gray sky.

In the center stands a seven-inch telescope. All night the workers of the nearby Stalin Auto Plant come to observe the heavens from this, the highest point in Moscow. Amateur astronomers calculate how long it would take, the glistening ZIS automobile that left the conveyor on that day to reach the moon, provided the car developed its maximum speed. Perhaps, who can tell, from this astronomy circle may come builders of stratoplanes in which the first Soviet explorers will fly to the moon, to Mars and other planets of the solar system.

The architects of the Palace of Culture of Proletarian District in Moscow, the Vesnin brothers, designed the building to allow for the maximum of sunshine during the entire day. There are some 200 rooms and all of them—lecture and concert halls, ballet studios, reading rooms, rest pavilions—are brightly illuminated by sunshine.

The interior decorations of the Palace of Culture are distinguished for their reserve. There are bright walls, oak doors and furniture, nickel trimmings. Severe lines. Spaciousness. The way from the entrance to the interior rooms is indicated by a line of well-shaped columns, spanned by narrow metallic blinds. The foyer is devoid of adornment but the light, airy columns make it a worthy entrance to the palace.

A few steps up, and one is in the winter garden. Murmuring fountains and flowerbeds in bloom. Palms and lemon trees. Flowers and plants and park benches. The garden is not large, but it gives the impression of being so because it is enclosed by a huge semicircle of glass wall, and the snow-clad trees in the park outside seem to form a continuation of the winter garden.

From both sides of the garden staircases lead to the other floors, forming a platform over the garden. Here are more palms and benches and, looking down, the visitor once more sees the garden from a new angle.

image

Внимание к архитектурным деталям

Опытная рука архитекторов заметна здесь в каждой детали. Двери сделаны из темного дуба. Мебель функциональна и соответствует назначению каждого помещения: в библиотеке — удобные стулья, в павильонах для отдыха — глубокие мягкие кресла с откидывающейся спинкой.

Подобных деталей в здании множество — это признак современного подхода к строительству и проектированию. Например, многие не могут представить себе клуб без духовых оркестров. Возможно, во дворце культуры тоже есть духовой оркестр — но его не слышно, потому что все репетиции проходят в звукоизолированных помещениях. Большинство комнат окрашены в светло-коричневые тона, балетная студия — в бледно-голубой. Свет здесь не слепит — лампы скрыты за матовым стеклом, спрятаны в стеклянные трубы или за занавески из синего шелка. Пять километров коврового покрытия приглушают шаги посетителей.

Тринадцать тысяч квадратных метров площади дворца разделены между лекционным залом — это классический амфитеатр со множеством рядов; концертным залом, где есть большая сцена и гримерка для артистов; выставочным залом, радиорубкой и другими помещениями, включая фотолабораторию, ресторан, бильярдную, тир, обсерваторию и игровые комнаты для детей.

Совсем недавно к старой части дворца культуры, где располагается театр на 1100 зрителей, был добавлен большой новый корпус. Новоселье отмечали 5 января, но уже тогда было понятно, что места все равно не хватает.

Детский отдел занимает примерно треть этажа в новом корпусе. Повторенное в миниатюре здесь все то же, что и в большом дворце культуры: детский концертный зал, детская библиотека, детская комната для чтения, комната для игры в шахматы и классы для занятий юных геологов, юных радиолюбителей, юных музыкантов и актеров. Мебель тоже здесь сделана специально для детей.

«Пока мы не можем перевести во дворец культуры занятия художественной самодеятельностью, — говорит товарищ Михайлов, еще недавно рабочий завода, а теперь заместитель директора дворца. — Места пока нет, придется подождать. Сейчас запланировано строительство третьего корпуса, с большим новым театром и стадионом. Мы очень нуждаемся в этих площадях».

Рабочие завода ЗиС организовали любительский театр молодого рабочего, любительский симфонический оркестр, духовой и джазовый оркестры, хор, ансамбль аккордеонистов, балетный кружок и множество других кружков для актеров, боксеров, любителей шахмат, акробатов, поэтов и так далее. Совместными усилиями музыкального, хорового и драматического кружков недавно была поставлена опера товарища Дзержинского «Тихий Дон».

Рабочие-художники часто выставляют свои работы: пейзажи, портреты, эскизы и даже статуи. «Портрет старой женщины» кисти техника Мазаева, пейзажи механиков Федорова и Гальперина, эскизы товарища Черногорова показывают, что среди рабочих завода ЗиС множество талантливых творческих людей.

Одаренные дети

А сколько в семьях рабочих талантливых детей!

К шахматным столам не пробиться — одновременно идут несколько турниров. Решается судьба заводского чемпионата среди юниоров. Тут же играют в шашки.

Юные певцы, актеры, музыканты и участники других кружков работают над постановкой «Легенды о Чапаеве» — в ней примут участие 115 детей.

Рабочим завода ЗиС и жителям Пролетарского района за последние месяцы довелось увидеть сразу несколько прекрасных театральных постановок. На сцене заводского дворца культуры давали «Правду» Корнейчука, «Собаку на сене» Лопе де Вега, «Ромео и Джульетту» Шекспира, «Кармен» Бизе, «Евгения Онегина» Пушкина и «Славу» Гусева. На гастроли во дворец культуры завода ЗиС приезжали труппы таких известных московских театров, как Малый, Театр революции, Оперный театр Станиславского и Немировича-Данченко.

Наступает ночь. К дворцу культуры подъезжают автомобили. Внутри слышны звуки оркестра. В залах и коридорах веселый смех. Молодежь танцует, старшие беседуют, сидя в удобных креслах. Из зимнего сада доносится журчание фонтанов. Огромные окна дворца культуры ярко освещены. Громадный купол обсерватории, венчающий здание, раскрыт — кто-то смотрит через телескоп на далекие сияющие звезды.

Careful Architectural Details

The careful hand of the architects is seen is very detail of the building. Doors are finished in dark oak, furniture everywhere' is functional, corresponding to the purpose for which each room was designed. There are comfortable soft chairs in the library, armchairs with reclining backs in the rest rooms.

The entire building is replete with tasteful details, with symbols of modern building technique. To many, the idea of a club is inseparable from the noise of brass bands. But here, if there are bands, they are not heard elsewhere, because rehearsals are held in sound-proof rooms. The majority of the rooms have a color scheme of light brown; the ballet studio is in pale blue. There are no dazzling lamps to blind the eye: lights are idirect concealed behind dull glass, tubes or blue silk shades. Five thousand meters of carpeting make inaudible the steps of the thousands who visit the palace.

Thirteen thousand square meters of floor space are divided into a lecture hall, with a classical amphitheater of benches rising upward from the platform; a concert hall with a large stage and dressing room for artists; a hall for art exhibitions; a radio relay station and other rooms including residing rooms, photo laboratory, restaurant, billiard hall, shooting range, observatory and children’s playrooms.

Recently the old block of the palace, with its theater seating 1,100 persons, was augmented with a large new building The housewarming took place on Nov. 5, but it has already been established that even the new section does not afford sufficient space.

The children’s rooms occupy approximately one-third of the floor space in the new building This section contains, in miniature, all the facilities of the Palace of Culture as a whole—a concert hall, library, reading room, chess room and study rooms for young geologists, radio fans, musicians and artists. Furniture has all been especially designed for the use of children.

«We cannot transfer all the amateur art activities of the Stalin Auto Plant to the Palace of Culture,' said M A. Mikhailov, formerly a worker in the plant and now assistant director of the culture palace. «There is still not enough room, we shall have to wait. At present the third section is being planned. A large new heater and sport stadium are in the course of construction. We need them badly».

Workers of the Stalin Auto Plant have established a Theater of Young Workers, a symphony orchestra, brass and jazz bands, a choir, an accordion orchestra, a ballet group and circles for amateur artists, boxers, chess fans, acrobats, poets and so on. The united musical, choir and dramatic circles recently produced Dzerzhinsky’s opera «And Quiet Flows the Don.»

Worker-artists hold frequent art exhibits of works including landscapes, portraits, sketches and sculpture. The portrait of «An Old Woman» by the technician Mazayev, the landscapes by the mechanics Fyodorov and Galperin and the sketches by Chernogorov indicate the gifted artists to be found among the workers of the Stalin Auto Plant.

Talented Children

And what talented youngsters are growing up in wrorkers' families!

It is difficult to make one’s way into the chess room. Several tourneys are proceeding simultaneously. There are checker and chess games, and the final match for the chess championship of the pla it is in progress.

Young singers, actors, musicians in the various circle* of children’s amateur art are working on the production of «The Epic of Chapayev,» in which 115 children will take part.

Workers of the Stalin Auto Plant and residents of Proletarian District in general have seen numerous good productions during the last month. There have been performances of 'Truth" by Korneichuk, ‘‘Dog in the Manger," «Romeo and Juliet,» «Carmen,» «Eugene Onegin» and «Glory» (Gusev). Among the Moscow theaters which have performed recently at the Palace of Culture were the Maly, Theater of Revolution, Stanislavsky Opera and the Nemirovicli-Dancheako Opera Theater.

Night is approaching. Automobiles drive up to the palace. An orchestra is heard from within. Merry laughter rings through the halls. Young people are dancing, their elders sit talking in soft armchairs. In the winter garden the ripple of water is heard. The huge windows of the palace are brightly illuminated. The enormous dome which tops the building has opened and through the telescope someone is gazing at the distant blue stars.

факт//
//facts
ДК ЗиЛ Автомобильный завод «ЗИЛ», основанный в 1916-м году торговым домом братьев Рябушинских, за свою долгую историю сменил множество названий: «Автомобильное московское общество», «Завод АМО имени Пьетро Ферреро», «1-й Государственный автомобильный завод», и наконец, с 1931 года — «1-й государственный автомобильный завод имени Иосифа Виссарионовича Сталина». В «ЗИЛ», то есть завод имени конструктора Лихачева, он превратился в 1956-м — в ходе десталинизации и борьбы с культом личности.
история
почему это важно
Константин Станиславский
Константин Станиславский
Русский театральный режиссер, актер и реформатор театра.
Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия — Алексеев) — русский театральный режиссер, актер и реформатор театра. Создатель известной на весь мир актерской системы, один из самых значительных театральных деятелей XX века.
Родился в 1863 году в семье промышленника. С детства увлекся театром — семья Алексеевых ставила домашние с...
Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия — Алексеев) — русский театральный режиссер, актер и реформатор театра. Создатель известной на весь мир актерской системы, один из самых значительных театральных деятелей XX века.
Родился в 1863 году в семье промышленника. С детства увлекся театром — семья Алексеевых ставила домашние с...
узнать больше