/Очерки/истории
Борьба за развитие советской музыки // The Struggle to Develop Soviet Music
перевод
оригинал

В первые годы после революции музыка отставала, по сравнению с другими видами искусств по степени вовлеченности в процессы культурной революции. //IN the first year of the revolution music was one of the most laggard of the arts, scarcely involved in the cultural revolution.

Борьба за развитие советской музыки МАММ/МДФ

№ 1 (5 января) 1933

Автор: не указан

Издававшиеся сочинения едва ли отличались от тех, что были созданы до революции. Пожалуй, они стали еще более декадентскими, чем тогда. Молодые композиторы воспринимали революцию лишь как свободу от традиционных форм. Первые попытки писать музыку на революционные тексты были безнадежны и не выражали новый период. Музыкальные учреждения — оперные театры и консерватории — держались особняком от революционного движения. До революции рабочие знали лишь два вида музыки: духовые оркестры, исполнявшие на бульварах военные марши и вульгарные вальсы, и церковные хоры. После революции 1905 года были организованы народные консерватории в Ленинграде и Москве, но лишь некоторые их студенты были рабочими.

Compositions published then hardly differed from those before the Revolution; perhaps they were even more decadent than before.

Young composers understood the Revolution only as freedom from traditional technical forms. The first attempts to write music for revolutionary texts were hopeless and by no means expressed the new period. Musical institutions, such as operatic theaters and conservatories, remained outside the current of the revolutionary movement.

Before the Revolution workers knew only two kinds of music: brass bands, which played military marches and vulgar waltzes on the boulevards, and church choirs. After the Revolution of 1905, in Leningrad and Moscow «The Peoples Conservatories'' were organized; but only a few of the students were workers.

image

Борьба за развитие советской музыки

После октябрьской революции было организовано много музыкальных кружков и специальных музыкальных школ для рабочих, возросло число концертов, которые давали специально для рабочих, и едва ли было такое собрание, которое не сопровождалось бы концертом. Все это было лишь популяризацией музыки, на тот момент советской музыки еще не существовало.

На концертах исполняли старинные народные песни и классическую музыку, «доступную рабочему». Целенаправленная попытка писать советскую музыку началась в 1923 году, тогда же определенно увеличилось количество издаваемых музыкальных партитур, называемых «агитационной музыкой». Однако отношение издателей к этому виду музыки едва ли можно назвать серьезным. Надо заметить, композиции судили не по качеству музыки, а по теме, а в песне оценивался текст.

Другие композиторы работали так же, как и в дореволюционный период, и потеряли интерес публики. Таких композиторов вдохновляли декадентские дореволюционные поэты. Примерно в 1927 году Ассоциация пролетарских музыкантов проводила активную кампанию по борьбе за повышение качества советской музыки. Члены Ассоциации первыми начали сочинять композиции, которые вскоре стали известными на всю страну. «Нас побить, побить хотели» и «Марш Буденного» Давиденко, «За морями, за горами» Коваля, «Молодая Гвардия» и «Марш летчиков» Шехтера — примеры истинно революционных песен.

Центральный комитет Коммунистической партии решил, что организациям пролетарского искусства грозит опасность стать сектантскими, если в их составе не будут только советские музыканты. Поэтому Ассоциация была распущена и заменена Союзом композиторов СССР. Перечень музыкальных произведений, изданных к пятнадцатой годовщине революции, характерен как для старых мастеров, так и молодых.

Все они выражают единую борьбу за социализм: симфония Мясковского «Пятнадцать лет Октябрю», «СССР — ударная бригада пролетариата всего мира» Коваля, «Голодный марш», хор Белого, «Туркменская сюита» Шехтера, «Ленин» Шебалина, «Красная площадь» Давиденко, «Поэма о бойце-комсомольце» Книппера, «Таджикская сюита» Чемберджи, «Советский Восток» Василенко. ming, the tourist fever mounts high. The Tourist Bureau is even more crowded than a Moscow street car.

Облик профессиональной музыкальной школы радикально изменился с начала революции. Первые годы большинство студентов были выходцами из буржуазных семей. Благодаря дальнейшей работе с музыкой для масс в 1932 году в музыкальные училища поступило максимальное количество рабочих и крестьян. Советская музыка демонстрирует высочайший уровень концертной деятельности. Итоги конкурса Шопена в Польше в достаточной степени свидетельствуют о высоком качестве советских исполнителей.

Но в самой стране концертам дореволюционных программ по дореволюционным ценам не удается привлечь основную аудиторию. Концерты в рабочих клубах имеют тенденцию к упрощению и вульгаризации музыки под предлогом ее «доступности» для публики.

В качестве исключения стоит упомянуть филармонические концерты, которые провели прошлым летом в рабочих поселениях вокруг Москвы и которые посетили тысячи рабочих. На музыку советских композиторов в той или иной степени повлияла музыка разных национальностей. Музыкальные идеи узбеков, туркмен, армян, грузин, татар, тюрков и других народов, хоть и отличаются от традиций западной музыки, но содержат в себе замечательную мелодичность, многоголосие и гармонию.

Советские музыканты серьезно изучают эту музыку, так как одна из важнейших задач заключается в том, чтобы дать возможность народам развивать свое собственное искусство.

Organize Workers' Music Schools

After the November Revolution many workers' music circles, as well as special music schools, were organized; the number of concerts given specially for workers increased, there was scarcely a workers' meeting not followed by a concert. But all this did not imply the existence of Soviet music; it was the popularization of music. Concerts for workers consisted of old folk songs and classical music «understandable by the workers.»

The attempt to develop distinctively Soviet music began in 1923, and the number of musical publications, generally known as «agitational music,'' has definitely increased from that time. But the attitude of the publishers towards this type of music could scarcely be called critical. A composition was judged, we must admit, not by the quality of the music, but by theme, and, if it were a song, by the text.

Other composers worked along lines that, though common in the pre-revolutionary period, have lost the interest of the public. The decadent pre-revolutionary poets inspired these composers. About 1927, the Association of Proletarian Musicians, led an active campaign in the struggle to improve the quality of Soviet music. The members of the Association were the first to torite compositions that soon became mass songs throughout the country. «They Would Like to Defeat Us,» and «Budenny Cavalry,» by Davidenko; «Beyond the Seas and Mountains,» by Kovel; «The Young Guard» and «The Song of the Airmen,» by Schechter, are examples of truly revolutionary songs.

The Central Committee of the Communist Party decided that the organizations of proletarian art were in danger of becoming sectarian organizations, unless they included all Soviet musicians. The Association, therefore, dissolved and was replaced by the Union of All-Soviet Musicians.

The list of musical compositions published for the Fifteenth Anniversary of the Revolution is characteristic of the trend of both the old masters and the young. Thpy all express the one purpose — the struggle for socialism: Myaskovsky’s symphony, «Fifteen Years of October,» «USSR — the Shock Brigade of the World Proletariat» by Komsomol Koval; «The Hunger March,» a chorus by Bely; «Turkmenian Suite,» by Shechter; «Poem of Lenin,» bySchebalin; «The Red Square,» by Davidenko: «Symphonic Poem of Construction,» by Chemberdji; «Tajik'Suite,» byKnipper; and «Soviet East» by Vassilenko.

The whole aspect of the professional music school has radically changed since the Revolution. During the first years the majority of students came from bourgeois families. Subsequent musical work among the masses made it possible in 1932, to ensure a maximum of workers and peasants in the music colleges.

In concert work, Soviet music is on a high plane. The results of the Chopin contest in Poland testify sufficiently to the excellence of Soviet performers. But within the country, these concerts, of pre-rev- olutionary programs at pre-revolutionary prices, fail to draw worker audiences.

The concerts given in workers' clubs tend towards the simplification and vulgarization of music under the pretext of making it «comprehensible» to the public. The Philharmonic concerts, conducted last summer in workers colonies around Moscow and attended by thousands of workers, must be mentioned as an exception. The music of the various component nationalities has, to an extent, influenced the music of Soviet composers.

The music of the Uzbeks, Turkmenians, Armenians, Georgians, Tatars, Tiurks, and other nationalities, although differing from the traditions of western music, contains great melody, polyphony and harmony. Soviet musicians are making a serious study of this music, for one of their important problems is to enable these nationalities to develop their own art.

факт//
//facts
Партийность была самым значимым социальным маркером в советском обществе

Соответственно, беспартийные из этого общества фактически выпадали: для людей без партбилета часто не могли устроиться на работу, для них не работали многие социальные лифты,
история
почему это важно