C фактами не поспоришь, тем более, если они увековечены в фильме. Когда Советская киноиндустрия только зарождалась, мудрый Ленин отмечал: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». //FACTS are stubborn things, especially when they are perpetuated by a film, and the far-sighted, wise Lenin noted at the time when the Soviet cinema industry was only in its infancy that «of all the arts the cinema is the most important to us.»
Советское кино возникло в разгар Гражданской войны, когда на нас давило железное кольцо из врагов. Отражение событий Гражданской войны стало основной задачей нового великого немого кино Советского союза. Всего за 15 лет Советский кинемотограф добился огромных успехов. Подтверждением тому служат такие замечательные документальные ленты как “Cъезд победителей”, “Челюскин”, “Три Песни О Ленине” или шедевр художественного кинематографа «Чапаев».
Революционные героические поступки, показанные в «Чапаеве», пробудили энтузиазм в зрителе, особенно в молодом, много слышавшем о наших великих битвах, о борьбе за право осуществления нашей великой работы, но никогда не видевшем врага своими глазами.
За тот короткий промежуток времени, что отделяет нас от национализации киноиндустрии в 1919 году, советское кино не только завоевало признание широких масс трудящихся страны, но и пробилось и на экраны других стран. «Броненосец «Потемкин», «Мать», «Встречный», «Путевка в жизнь» с успехом демонстрировались в зарубежных кинотеатрах.
Заметим, что в Испании фильмы «Броненосец «Потемкин», «Арсенал» и «Турксиб» показывали в первой половине 1933 года исключительно в буржуазных киноклубах Мадрида и Барселоны. Показ этих фильмов для пролетарских организаций был полностью запрещен.
The Soviet film was born in the midst of the Civil War and dislocation, when we were hard pressed by an iron ring of enemies. Primitive news reels reflecting episodes from the Civil War were the first steps of the great silent art in the USSR.
Only 15 years have passed, a period which is years have passed, a period very short in comparison with the tremendous successes gained by the Soviet cinema. It is sufficient to see such thrilling news reels as “The Congress”, of Victors”, “Chelyuskin,” “Three Songs About Lenin” or such a masterful piece of art as “Chapayev” in order to appreciate how far we have progressed.
The revolutionary heroic actions shown in “Chapayev” arouses the enthusiasm of the spectator, particularly the young spectator who has heard a good deal about our great battles, about the struggle for the right to carry out our great work, but Who has never seen the enemy with his own eyes.
In the brief space of time, which separates us from the moment of the nationalization of the cinema industry in 1919. the Soviet film has not only gained the recognition of the great masses of toilers of our country.. but has made its way to the foreign screen as well as “ Potemkin”, “Mother,” “Counterplan,” “The Road to Life,” have been successfully shown in foreign cinema houses.
We may note in passing, that in Spain the films “Potemkin”, “Arsenal” and “Turk-Sib” are shown in the first half of 1933 only in the bourgeois cinema clubs of Madrid and Barcelona. Proletarian organizations were absolutely forbidden to show these films.
***
Нынешний юбилей знаменует собой эпоху великих достижений советской киноиндустрии.
Аплодисменты, вызванные "Чапаевым", еще не утихли, а советский кинематограф обогатился новым фильмом. "Юность Максима" об эпохе подпольного революционного движения во времена правления императора. Ленинградские режиссеры, Козинцев и Трауберг мастерски показали период с 1907 по 1910 год, когда во времена самого беспощадного господства реакции закалялся в кузнице царского самодержавия железный боец, солдат революции. Это лирическая драма, которая передает зрителю в увлекательной и волнующей форме энтузиазм рабочего, сознающего силу своего класса.
Эти успехи кажутся еще более значительными, если вспомнить наследие, переданное нам от имперской киноиндустрии. Старые и полуразрушенные киностудии, лишенные каких-либо запасов пленки, 2000 кинотеатров — вот и все, что унаследовала Советская власть. Из-за отсутствия отечественных картин экран заполнялся дешевым иностранным материалом. Однако к началу 1929 года у нас уже было 14 428 кинотеатров, в том числе 7726 в деревнях. Оснащенный «Кинопоезд» — полноценная киностудия на колесах — несется из одного конца союза в другой, заглядывая своим «киноглазом» в самые отдаленные уголки нашей страны. В этом году 400 передвижных кинотеатров отправились, чтобы посетить отдаленные деревни. В прошлом году мы отсняли более 50 миллионов метров Советской пленки. В этом году наши киностудии должны выпустить 75 миллионов фильмов, а в 1937 году начнет работать новая большая киностудия, получившая название «Гигант», производительностью 200 миллионов метров пленки в год.
Было открыто около 1200 звуковых кинотеатров. В ближайшее время около 40% областных городов будут иметь кинотеатры, оснащенные звуковой аппаратурой. Наши фабрики уже выпустили передвижные звуковые кинотеатры, проявочные машины, звукозаписывающие машины Кинап. Последние служат свежим напоминанием об огромном размахе конструкторской мысли, об огромных возможностях, скрытых в рабочем классе.
«Петербургская ночь», «Иудушка Головлев» «Встречный», «Броненосец «Потемкин»»и многие другие фильмы, последовавшие за "Потемкиным", наконец-то принесли успех Советским фильмам, и теперь даже наши враги уже не говорят о них как о простых «случайностях». Мировому признанию также поспособствовали новостные ленты. Как объяснить этот поразительный успех советского киноискусства?
В. Пудовкин, известный режиссер "Матери", рассказывая о том, как члены ЦК партии рассматривали незаконченные картины и принимали участие в их доработке и редактировании, отмечал: «Мы выросли культурно не только под руководством партии, но и при ее непосредственной помощи и заботе. Результаты вскоре дали о себе знать.
Советские фильмы отличаются искренностью и неподдельным пафосом. Когда велась работа над массовыми сценами фильма "Десять дней, потрясших мир", рабочие добровольно приходили утром и вечером и "повторяли " нападение на Зимний дворец. Это были в основном те же самые мужчины и женщины, которые в 1917 году принимали участие в этих событиях и штурмовали Зимний дворец всерьез, а не “понарошку”».
Отмечая свой 15-летний юбилей, советские кинематографисты вновь ссылаются на слова Сталина, который резко критиковал их работу на 13-м съезде партии (май 1924 года). “С кинематографом дела плохи”, — сказал Сталин.
«Плохо обстоит дело с кино», — говорил он — Кино есть величайшее средство массовой агитации. Задача — взять это дело в свои руки».
Достижения советской киноиндустрии, которые отмечают в дни юбилейного торжества, ясно показывают, что предложения партийного лидера были успешно осуществлены.
***
THE PRESENT anniversary marks an era of great achievements by the Soviet cinema industry The loud applause aroused by “Chapayev,” this masterpiece of the youthful cinema art. had not yet died down when the Soviet cinema was enriched by a new film. “Youth of Maxim” from the epoch of the underground revolutionary movement during the reign of the Tsar. The Leningrad directors, Kozintsev and Trauberg have masterfully solved the difficult problem of showing how from 1907 to 1910. the years of the most ruthless sway of the reaction, the iron fighter, the soldier of the Revolution, was being hardened in the forge of tsarist autocracy. This is a lyrical drama which conveys to the spectator in a thrilling, exciting form, the enthusiasm of the worker conscious of the power of his class.
These successes appear even more significant when one recalls the heritage received by us from the old owners of the cinema industry. Old and dilapidated studios, bereft of any supplies of film, plus 2.000 cinema houses—this was all that the Soviet power inherited. Owing to lack of native pictures, the Russian screen was fed with cheap foreign stuff.
By the beginning of 1929, however, we already had 14.428 cinema houses, including 7.726 in the villages. A complete cinema-train—a factory on wheels —is rushing from one end of the Union to another, peeping with its “cinema eye” into the most far-flung corners of our country. This year 400 traveling cinema outfits have been sent to the most outlying villages.
Last year we produced over 50 million meters of Soviet film. This year our studios should produce 75 million meters, and in 1937 a new great studio, to be known as Gigant, will begin to operate with a capacity of 200 million meters of film a year.
About 1,200 sound cinema houses have been opened. In the near future about 40 per cent of the district towns are to have cinema houses equipped with sound apparatus. Our factories have already produced traveling sound film projecting outfits, developing machines, cameras and Kinap sound-recording machines. The later serve as a fresh reminder of the tremendous swing of designing thought, of the vast abilities latent in the working class.
The pictures “Mother,” “SL Petersburg Nights,” “Judas Goloviyev,” “Counterplan,” “Potemkin” and many other films which followed “Potemkin’ finally clinched the success of Soviet films, and now even our enemies no longer speak of them as mere “accidents.” Recognition abroad has been gained also by our newsreels.
How is this striking success of the Soviet cinema art to be explained?
V. Pudovkin, the well-known director of “Mother,” relating how members of the Central Committee of the Party viewed the unfinished pictures and took part in their completion and editing, noted: “We have grown artistically not only under the supervision of the Party, but with its direct aid and care the results soon made themselves felt.”
The Soviet films are marked by their sincerity, by their genuine pathos. When mass scenes were required for the film “Ten Days that Shook The World,” workers came voluntarily mornings and evenings and “repeated” the attack on the Winter Palace. These were mostly the same men and women who in 1917 had taken part in this scene and captured the Winter Palace in earnest rather than for “make-believe.”
In celebrating their 15th anniversary jubilee, the Soviet cinema workers recall the words of Stalin who sharply criticized their work at the 13th Congress of the Party (May, 1924). “Things-5 with the cinema are bad.” Stalin said. “The cinema is the greatest instrument. The cinema is the greatest instrument of mass agitation. The task consists of making this work into our own hands.” The achievements of the Soviet cinema industry noted in the days of the anniversary celebrations show clearly that the suggestions of the Party leader have been carried out successfully.
//facts