/Лекции
Мать, работница, служанка: история «женского вопроса» в раннем СССР // Mother, worker, maid: a story «Women's question» in the early USSR
В первые годы существования СССР был одной из самых прогрессивных стран в отношении прав и свобод человека, но к тридцатым годам от былой свободы, добытой усилиями тысяч женщин и мужчин, не осталось и следа. Как же так вышло, что достижения советской сексуальной революции обнулились?


Революция


История «женского вопроса» в Советском союзе крайне запутанная. На то есть несколько причин. Первая — это проблема классификации, многие женщины, отстаивавшие свои права, не считали себя феминистками. Вторая — политическая, имена и заслуги женщин были вытеснены из официальной советской историографии.

И все же феминизм был, и его размах поражает воображение. Например, в марте 1917 года на демонстрацию за гендерное равенство в Петербурге вышли сорок тысяч женщин. Транспаранты так называемых «равноправок» гласили: «Избирательные права женщинам!», «Женщины, объединяйтесь!», «Работницы требуют избирательных прав!».

Но в Российской империи женщины не могли получить оплачиваемую работу, не могли принимать участие в политической жизни — баллотироваться на государственные должности и голосовать. До революции у женщин даже не было паспортов — сведения о них вписывались либо в паспорт мужа, либо отца.

Благодаря революции женщины почувствовали, что могут влиять на порядок вещей. И изменили его.

Самой мощной женской организацией начала ХХ века был Всероссийский союз равноправия женщин. Всего за несколько лет они открыли 78 региональных отделений, а число участниц к 1908 году достигло 8000 человек. Круг вопросов был широк — от избирательного права до отмены смертной казни и совершенствования системы надзора за сиротами. С образованием крупных движений, появляются женские журналы: в 1902 — «Женское дело», «Женская гигиена», в 1904 — «Женский вестник». Кстати, последний был запрещен большевиками уже в 1918-м году.

В 1907 году в Петербурге появляется Общества взаимопомощи трудящимся женщинам, занимающееся трудоустройством и обучением. Немалую роль в его становлении сыграла революционерка Александра Коллонтай. В своей программной статье 1913-го года «Новая женщина» Коллонтай представляет женщину нового общества как самостоятельную личность, чьи интересы выходят далеко за пределы семьи и брака. По версии Коллонтай, женщина будущего самостоятельна, эмоционально дисциплинирована и сексуально раскрепощена.

Но Коллонтай не считала себя феминисткой. Для нее равноправие мужчин и женщин, а также реформация представлений о браке, гендере и сексуальности было частью единой борьбы пролетариата с эксплуатирующим классом. Благодаря активной позиции и влиятельным связям, в 1917 году Коллонтай стала наркомом социального обеспечения в первом Советском правительстве, что делает её первой женщиной-министром в мировой истории.

Права

19 марта 1917 года тысячи женщин встали перед резиденцией Временного правительства в Петербурге, требуя политического равноправия женщин. И в том же году россиянки получили право голосовать, учиться в высших учебных заведениях и получать деньги за труд, разводиться по упрощенной процедуре, а начиная с 1920-го года легально делать аборты. Закон о браке 1926 объявил законным гражданский брак и признал «презумпцию материнской правоты» — теперь для признания отцовства стало достаточно заявления матери. Советское общество осознало, что, в конечном счете, равенство полов выгодно всем. Но вскоре революционный пыл стал угасать, а власти снова взяли курс на так называемые традиционные ценности. На смену правам пришли обязанности.

Обязанности

Из постановления ЦИК 1936 года. «Ни в одной стране в мире женщина не пользуется таким полным равноправием во всех областях политической, общественной жизни и в семейном быту, как в СССР… Ни в одной стране в мире женщина, как мать и гражданка, на которой лежит большая и ответственная обязанность рождения и воспитания граждан, не пользуется таким уважением и защитой закона, как в СССР… Только в условиях социализма, где отсутствует эксплуатация человека человеком и где женщина является полноправным членом общества, а прогрессирующее повышение материального благосостояния трудящихся является законом общественного развития, можно серьезно поставить борьбу с абортами, в том числе и путем запретительных законов». В 1936 году аборты в СССР снова оказались под запретом. Стране, которая готовится к войне, нужны молодые солдаты. Государство взяло на себя роль патерналиста — отца и наставника новых советских граждан, а значит, существенно ограничило права и свободы. В том числе это коснулось и женщин: теперь рождение детей мыслилось как «социальная обязанность», дополняющая обязанность трудиться наравне с мужчинами. В 1935 году СССР полностью остановил производство контрацептивов, а к 1944 году развод стал возможен только по решению суда. В 1930 году ликвидируется так называемый «женотдел» — орган власти, основанный в 1919 году для работы с женщинами. В годы Гражданской войны он занимался лечением и гуманитарной помощью, агитацией, созданием школ и ликвидацией безграмотности, защитой детей и сирот, а также правозащитной деятельностью в отношении трудящихся женщин. Заменивший его Международный секретариат Коминтерна, не имевший реальных полномочий, позже был ликвидирован — в 1934 году.

Что женщины получили взамен?

В 1944 году вводится почетный нагрудный знак «матери-героини», а чуть позже снижается плата за содержание детей в яслях и детских садах. В 1936 году принимается «сталинская» Конституция, гарантирующие женщинам права и свободы, равные мужским. Конституция СССР 1936 года: «Статья 122. Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.» Но на деле женщины были полностью исключены из политической жизни. Они не избирались и не назначались в органы власти, практически не занимались высококвалифицированным трудом, выполняя тяжелую работу бетонщиц, разнорабочих и каменьщиц. Феминистические движения объявлены чуждыми советскому человеку и вытеснены из легального поля. В 1934 году Иосиф Сталин заявляет: «женский вопрос решен полностью и окончательно». В то же время женщины вновь оказались в позиции бесправных. Вместо обещанных свобод, женщины получили новые обязанности.

Как выглядела советская женщина 30-х годов?

Примерный образ мы можем составить благодаря периодике. С 1917 года в Советском союзе выходит пропагандистский журнал «Работница». Женщины в грязных платках и бесформенной одежде занимаются производством на фабриках и заводах. Среди профессий: женщина-землекоп, проходчица, разнорабочая, грузчица, торфянница, трактористка. В 1936 году, помимо производственной темы, появляются маленькие рубрики о шитье и кулинарии. Они выходят раз в год, и в них одни и те же рецепты: кисель, салат из капусты, вареники с картофелем. Приложением к журналу идут выкройки для перешивания старых платьев по новой моде трудящихся женщин. Правда, выкройки редко доходили до адресата — чаще их воровали в процессе доставки. Да, негусто, но разнообразие рубрик совсем не укладывалось в цели журнала — профессиональное воспитание женской аудитории. Очевидно, «Работница» не соответствовала настоящим запросам трудящихся женщин.